Новый владелец фирмы-оператора крупнейшего кладбища Петербурга заплатил за деловую карьеру четырьмя пулями наемного убийцы, а силен в шахматах.
По информации 47news, с 11 января у ритуальной компании "Виалин", обслуживающей крупнейшее петербургское Южное кладбище, появился полноценный владелец. По данным "СПАРК-Интерфакс", им стал 68-летний бизнесмен Валерий Назаров, кому ранее принадлежали 80% компании. Приобрел он долю у Аркадия Боринова, чей брат Станислав возглавляет ООО "Ритуал", обслуживающее 12 городских кладбищ.
Южное кладбище было открыто в начале 70-х, к 2015 году его площадь составляла более 400 га. Сегодня это крупнейшее кладбище Европы.
Валерий Назаров — живая легенда петербургского похоронного бизнеса. В начале 80-х он уже замдиректора Большеохтинского кладбища, куда рядовым работником пришел Валерий Ларькин, сегодня президент Ассоциации предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона. В 1989 году, когда советская власть была уже фактически при смерти, Назаров уволился с поста директора. Но и сейчас Большеохтинское кладбище, а также Ковалевское, Малоохтинское и Пороховское обслуживает ООО "Ритэк", 20% долей которого принадлежат Ирине Непомнящей, дочери Назарова. В этом году Валерию Назарову исполнится 69 лет.
О текущем статусе Валерия Назарова говорит тот факт, что его друг Валерий Ларькин, в том числе, президент Федерации хоккея Санкт-Петербурга. В списке же членов президиума, опубликованном на официальном сайте Федерации, фамилия Ларькина стоит первой, а под номером "7" указан член президиума — Роман Ротенберг. В бизнес-сообществе уверены: Валерий Назаров, будучи давним близким к Аркадию Ротенбергу (дяде Романа), познакомил их. Якобы так в биографии тяжеловеса питерской похоронки Валерия Ларькина появилась хоккейная составляющая.
"Нет, не знакомил он меня с Ротенбергами. У меня с ними свои отношения", — сказал по этому поводу корреспонденту 47news Валерий Ларькин.
Президенту Ассоциации предприятий похоронной отрасли виднее, но характерно, что первую роль в отношениях с представителями бизнес-олимпа молва отводит не официальному первому лицу, а его партнеру, не имеющему ни одной официальной должности.
Про их путь от работников Большеохтинского кладбища до первых лиц ритуального бизнеса Петербурга Валерий Ларькин говорит как о чем-то само собой разумеющемся:
"Прошло некоторое время, было повышение по службе… Как обычно из рядового получается генерал? Или из лейтенанта. Закончил училище, получил "старшего лейтенанта", потом майор, потом полковник, а потом генерал. И ничего в этом удивительного вообще нет. По-моему, в любой сфере идет рост по служебной лестнице. Если человек хочет развиваться и у него какие-то цели и задачи в жизни — это нормально. Если человек хочет всю жизнь какой-то определенный пост занимать, то он не учится, не совершенствуется, не развивается, сидит на месте. Весь мир так живет — в любой отрасли, не только здесь…"
С точки зрения состоявшегося и состоятельного человека, беседующего с журналистом, это так. Но все-таки деловой лифт их поколения не был таким уж плавным, как они вспоминают. Известно же, что утром 22 февраля 1996 года Назаров вышел из своей квартиры на Малоохтинском проспекте и нарвался на киллера. Тот стрелял четыре раза. Врачи поставили Назарова на ноги, а покушение до сих пор не раскрыто. В те времена бизнесмены боролись и при помощи силовиков, инициируя аресты его партнеров, за которых он потом хлопотал и вызволял.
Валерий Назаров не дал в своей жизни ни одного интервью и не попал ни в одну публичную историю. При этом бытует устойчивое мнение, что серьезные решения в петербургском ритуальном бизнесе принимаются обязательно с учетом его мнения. Он же давний поклонник шахмат в прямом смысле этого слова, а когда о нем говорят, то этот нюанс указывают, чтобы намекнуть уже о его видении на конкретную ситуацию.
Про роль Валерия Назарова в деятельности компаний, где он и Валерий Ларькин совладельцы, последний говорит так:
"Что вы имеете в виду? Реальное участие принимают руководители компаний и штат сотрудников, которые там назначены… Всегда так было определено: если есть руководитель, то он руководит, вырабатывает стратегию и тактику работы предприятия. У нас нет совета директоров или какого-то надзирающего органа. Предприятия ведут самостоятельную деятельность".
Структура бизнеса Валерия Назарова
Да, Назаров — солидный бизнесмен, обладающий, как минимум, официальными долями в шести ритуальных компаниях.
На первом месте, конечно, ООО "Виалин", которое по договору с ГКУ "Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела" (подведомственно Комитету по промышленной политике, инновациям и торговле) обслуживает Южное кладбище.
В "Мемориальной компании силовых структур" (МКСС), "Ритуал-Трансе", "Ритуальной службе "Обряд" и "Специализированной ритуальной службе "Мемориал" Валерий Назаров и Валерий Ларькин — совладельцы. До конца 2019 года еще одним совладельцем МКСС и "Мемориала" был покойный миллиардер Игорь Минаков. Сегодня его доли принадлежат вдове и дочерям. 10% МКСС у президента Союза похоронных организаций и крематориев Павла Кодыша.
Лев Годованник
для 47news