В Эрмитаже показали 3D древней Пальмиры после террористов, а рядом — капитель в 7,5 тонны из иерусалимского камня. Бизнес Петербурга уже воссоздал первый элемент.

С 3 декабря до конца января в Эрмитаже открыты выставки о двух Пальмирах: реальной и виртуальной. В арке Главного штаба выставлена воссозданная капитель храма Баала, взорванного террористами 5 лет назад. Ведь директора Эрмитажа Михаила Пиотровского президент назначил куратором восстановления древнего города Сирии.

После разрушения Пальмиры ЮНЕСКО приняла резолюцию о восстановлении. В Сирию отправились учёные из разных стран. В работе экспедиции Института истории материальной культуры РАН, что располагается в Петербурге, принимали участие военные топографы и эксперты Эрмитажа. По 20 тысячам фотографий с земли и с воздуха методом фотометрии создана цифровая модель современного состояния храма Баала.

printscreen 3D-модели

Храм построен в 32 году нашей эры. Это главная святыня сирийской Пальмиры. Летом 2015-го туда вошли боевики, запрещённой в России ИГИЛ. На главных достопримечательностях города установили заряды со взрывчаткой. От памятника осталась одна арка. Урон был нанесён храму Баалшамина, в груду обломков превратилась колонна царицы Зенобии.

фото Hassan Ammar/TASS

Выбить боевиков удалось к весне 2016 года. После на развалинах выступил симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Заготовка для капители – 11-тонный каменный блок, два месяца шел морем. О причинах столь непростой логистики 47news рассказал заслуженный архитектор России, преподаватель Академии художеств Максим Атаянц.

- Элемент выполнен из иерусалимского известняка - материала, максимально близкого к тому, из которого возводили храм в Пальмире. По сути, это один пласт, расстояние между месторождениями примерно триста километров. Но из-за того, что карьер в Сирии долго был заброшен, добыть подходящий известняк там сложно. А из того же известняка, к примеру, возведена Стена Плача в Иерусалиме.

По словам Атаянца, получившаяся модель близка к оригиналу на сто процентов.

- Нужно было решить научную задачу. Понять, как элемент, созданный в мастерской, смотрится на улице при дневном свете. Именно поэтому на фрагменте оставили необработанные участки. Изучив капитель, пришли к выводу, что работа для станка и скульптора еще есть. Для завершения потребуется еще примерно месяц, - рассказал архитектор.

На заводе компании "Возрождение" в Петербурге над заготовкой работали на роботизированном станке, затем две недели трудился камнетес. Блок скинул три с половиной тонны.

- Ученые предоставили исторические чертежи, чтобы в точности восстановить рельеф, и это только четверть капители, - рассказал 47news руководитель камнеобрабатывающего направления "Возрождения" Андрей Петров.
- Во сколько вам обошлась история?
- В 5 миллионов рублей.

Рельефный рисунок капители наносили на основе двух 3D-моделей. Первую специалисты института РАН создали после экспедиции в Сирию в 2016 году. Использовались десятки тысяч фотоснимков: любительские, профессиональные, в общем - любые. Их отбирали по качеству, разрешению и другим параметрам. Очень качественные чертежи есть в объемной французской монографии, составленной в 1970-х годах.

printscreen видео

По словам замдиректора ИИМК РАН, заведующей отделом охранной археологии Натальи Соловьёвой, мысль воссоздать капитель возникла год назад. К "Возрождению" обратились, поскольку владелец компании Игорь Букато давно известен неравнодушием к подобным проектам.

- У нас были макет храма и 3D-модель. Появилась идея сделать объект, который бы демонстрировал, как в реальности выглядела одна из деталей, и привлёк бы внимание ко Дню Пальмиры, - рассказала Соловьёва.
- Какова дальнейшая судьба капители и планируется ли продолжить воссоздание разрушенных частей храма?
Возможно, будет она перемещена в Сирию. О продолжении мы тоже думаем.

Автор тактично не задал вопрос, во сколько обойдется компании весь храм, если только капитель вышла в 5 миллионов.

Собранные сотрудниками Института истории материальной культуры данные позволили впервые систематизировать и описать памятники Пальмиры, обобщить материалы археологических исследований. Кстати, с помощью 3D-модели создана уменьшенная копия колонны царицы Зенобии — три года назад она была выставлена в музее-заповеднике "Царское Село".

Архитектор Атаянц предположил, что восстановление Пальмиры в оптимистичном сценарии может начаться примерно через два года. Причем храм Баала начнут восстанавливать далеко не первым.

- Проще всего работать с тетрапилоном и сценической частью театра в Пальмире - они меньше всего пострадали от варваров. Затем можно будет восстановить Триумфальную арку - ту самую, изображение которой на учебниках истории. Затем уже храмы Баала и Баалшамина. Нужно понимать, что от взрыва камни не превратились в пыль, а упали вместе с металлическими штырями-креплениями - тогда строили из огромных каменных блоков. Каждый нужно осмотреть на месте, сделать вывод о повреждениях, - говорит собеседник. - Так что придется вставлять элементы из известняка, как современным дантистам — в поврежденные зубы. Но, по действующим правилам, в получившемся здании должно быть не больше 10 процентов новых элементов.

5.jpg printscreen 3D-модели; сценическая часть театра в Пальмире

Не секрет, что в целом тема начала реставрации пока не обсуждается на уровне ЮНЕСКО. Непонятны сроки и источники финансирования. Прежде всего, нужно убедить коллег из-за рубежа, что разрушенные объекты можно воссоздать. Вопрос изучается по всему миру. Есть известные специалисты из Польши, Японии, Франции, Германии, но пока они привлекаются больше как консультанты. В этом есть и политические причины: власти этих стран не приветствуют контакты с сирийским правительством.

- Если говорить о деньгах, то стоимость восстановления пока неизвестна. Сейчас можно ошибиться если не на порядок, то в разы. В любом случае у ЮНЕСКО, как у подразделения ООН, таких бюджетов нет. Скорее всего, речь будет идти о деньгах частных фондов. В самой Сирии такие примеры есть. Это, например, город Алеппо и его здание средневекового рынка, - говорят опрошенные 47news специалисты.

Что касается модели угловой капители, то она пробудет в арке Главного штаба до конца января, а затем вернется в мастерскую. Не исключено, что в будущем фрагмент может стать экспонатом музея Пальмиры, но пока его просто некуда перевозить. Здание музея в Сирии 1960-х годов постройки тоже пострадало от войны.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на закрытии Дня Пальмиры соединил событие с Петербургом.

- Мы - это Северная Пальмира и стали ей благодаря Екатерине Великой, которую сравнивали с Зенобией - великой царицей Пальмиры. А город наш сравнивали с Пальмирой потому, что та неожиданно выросла из песков так же, как мы неожиданно выросли из болот... Это нас роднит, - сказал Пиотровский.

Виктор Смирнов,
Андрей Карлов,
47news

Что в обозримом будущем:
На основе созданной трехмерной модели территории объекта всемирного наследия ЮНЕСКО "Археологические памятники Пальмиры" в ИИМК РАН создается динамическая геоинформационная система PalmyraGIS - ГИС "Пальмира во времени и пространстве", включающая в себя: подробный растровый ортофотоплан местности, цифровую модель рельефа, подробный векторный план всех объектов, входящих в "Археологические памятники Пальмиры", привязанную к объектам фотофиксацию.

База данных охватывает результаты всех предшествующих археологических и исторических исследований города, сведения об отдельных археологических и архитектурных объектах – их характеристику, датировки, сведения о степени изученности, истории исследования, геопространственное отображение современного состояния памятника - описание времени, степени и характера повреждений, нанесенных ему за последние годы.