Военные наведут понтон между частями Подпорожья, РЖД и "Волго-Балт" перекроят расписание, полиция поедет по рельсам, а "скорая" побежит с больными на каталке по плотине Газпрома. 47news узнал, что ждёт подпорожцев.

В апреле 2021 года в городе Подпорожье начнётся реконструкция проезда по плотине Верхне-Свирской гидроэлектростанции ТГК-1 через реку Свирь. Это единственная переправа между двумя частями 17-тысячного населения города — ремонт подразумевает полное закрытие автомобильного движения. В результате этого часть райцентра останется отрезанной от цивилизации. В целом, без дороги, учитывая жителей посёлка Никольский, останутся более семи тысяч человек.

Концептуально, произошло наложение сроков реконструкции и строительства полноценного моста, начавшееся в этом году. По плану, мост за 3,6 млрд должен быть готов к 2026-му году, но дорожники рассчитывают завершить ударно — к концу 2022-го открыть технологический проезд, а ещё через год полноценный. Реконструкция же плотины продлится до конца 2021-го. Таким образом, в изоляции часть Подпорожья проведёт минимум девять месяцев. Это при условии, что ТГК-1 после реконструкции разрешит движение по плотине. Хотя там уверяют, что разрешит.        

ГЭС была построена в середине прошлого века. Физический износ строения серьёзен. В особенности — пролетных строений, дорожного полотна и опор. Ещё несколько лет назад Ростехнадзор предписал ТГК-1 (входит в Газпром-энергохолдинг) провести реконструкцию.

Для понимания, по плотине идут продовольствие и прочие товары для магазинов. Многие подпорожцы живут на одной стороне города, а работают на другой. Что касается бизнеса, то в сторону "Колы" с дальних делянок идёт лес. Неясно также, как на тот берег доберутся "скорая" и пожарные, как будет вывозиться мусор.

16 ноября в Подпорожье прошло совещание, посвящённое "поиску альтернативных путей сообщения". Участвовали в нём все: от чиновников муниципальной и областной власти до РЖД с "Волго-Балтом". Участвовал даже спикер ЗакСа Сергей Бебенин, он депутат от Подпорожья и вообще местный "отец народа". Бебенин, кстати, вспомнил, как будучи ещё советским руководителем горкома обсуждал строительство моста. Но с тех давних пор альтернатива по прежнему одна — крюк протяжённостью 150 километров, причём через Карелию.

1280x1024_20200131_yl9ff0pjbkst4toknlhz.jpg

Прозвучали несколько предложений. Во-первых, организовать с помощью военных понтонную переправу. В ближайшее время планируется вылазка на место. Речь о разводных понтонах, поскольку Свирь — река судоходная. В этом варианте, во-первых, нужно будет оборудовать подъезды, а во-вторых, с расписанием движения судов придётся подстраиваться администрации ФБУ "Волго-Балт". Можно предположить задержку барж с грузами, а значит, потери бизнеса. Непонятно также, как понтонная переправа будет себя чувствовать в условиях ледовой обстановки. 

ТГК-1 поручено проработать вопрос о возможности пешего перехода через технические помещения плотины. Здесь две запятые: первая — насколько это будет безопасно во время проведения реконструкции. Вторая — плотина объект режимный, в случае ЧП последствия в виде затопления территорий, как минимум. Таким образом, возникает вопрос, какие будут приняты меры антитеррористической безопасности — рамки, охрана, досмотр. И, главное, за чей счёт.   

Сразу несколько пожеланий ушло в сторону РЖД. Между двумя частями Подпорожья функционирует железнодорожный мост. Так, предлагается предусмотреть возможность пропуска по нему машин скорой, МЧС и полиции. Каким образом это можно сделать, не говорится. Возможно, речь о неких аппарелях, которые можно укладывать на рельсы. Другое дело, как безопасно скоординировать движение поездов и, например, неожиданно примчавшихся пожарных. Умолчим уже об участковом на своём "бобике", выехавшем на семейный скандал.

РЖД предлагают подумать и о том, чтобы организовать работу дополнительных электричек между станциями "Подпорожье" и "Свирь" для перевозки населения. Также предлагается установить в маршруте "Ласточки" остановку на станции Подпорожье. За чей счёт, пока не сообщается. 47news спросил у Октябрьской железной дороги, как им такие предложения, но ответа пока не получил.      

Администрации Подпорожья предложено подумать над тем, как организовать пост первой медицинской помощи на дальнем берегу. Причём с дислокацией бригады и машины "скорой". Там же неплохо было бы организовать пост противопожарной службы и найти дополнительные пожарные машины. Начальнику местного филиала "Леноблпожспаса" рекомендовано оказать методологическую помощь "по возведению помещения для размещения и техобслуживания пожарных автомобилей". Иными словами, подсказать, как на ровном месте построить здоровенный гараж. Кто будет платить и какими силами, не сказано. 

Отдельно поговорили о том, что в отрезанном ломте нет заправок. Поступило предложение подобрать земельный участок для размещения АЗС контейнерного типа. На территории же стадиона планируется оборудовать вертолётную площадку для санитарной авиации. Ну и вообще, не лишним будет, к примеру, для высоких гостей. И, наконец, администрации Подпорожья рекомендовано подумать о закупке плавсредств на воздушной подушке. У кого живое воображение, тот запросто представит  чиновников и спикера Бебенина во главе — в бескозырке на носу такого плавсредства. 

Перед перекрытием движения по плотине, в марте, по мысли чиновников, должны быть проведены командно-штабные учения с участием военных и экстренных служб. Ну так. Чтобы совсем совсем быть готовыми. 

По словам главы администрации Подпорожского района Александра Кялина, основная надежда на понтонную переправу и пешеходный проход через технологические помещения плотины.

- Пешеходы будут идти реверсивно. Полчаса в одну сторону, полчаса в другую. В ТГК-1 нас заверили, что реконструкция на передвижение не повлияет.

- Кто будет финансировать строительство понтона и как насчёт ледовой обстановки? Смогут ли грузовики проходить с лесом? уточнил 47news.

- Область обратилась к военным, а по льду — посмотрите какие сейчас зимы, у нас ещё река не встала. Что касается деревообрабатывающих производств, то они почти все уже переориентировали свою логистику через Карелию (так себе известие — ред.).

- В предложениях нет варианта парома. Почему?

- С такой нагрузкой паром не справится.

- Скажете пару слов населению?

- Неудобство конечно, но продержимся, — оптимистично вздохнул чиновник.  

Как рассказал 47news вице-губернатор правительства Ленобласти по транспорту и ТЭК Сергей Харлашкин, понтонная переправа — реальный вариант, а ледовая обстановка не проблема — перекроют с апреля, а к декабрю уже можно вновь будет ездить по плотине.   

- "Волго-Балту" предстоит перекраивать расписание?

- Ну а что делать, либо людям удобно, либо всем неудобно. Понтон у военных есть, деньги на установку небольшие нужны, будем договариваться. На том берегу обеспечим машину пожарной охраны и медицинский пост. Есть мысль довозить пациента до плотины, там перегружать на каталку, провозить по плотине, а на другом берегу его будет ждать вторая машина "скорой".  

- Не пытались убедить ТГК-1 отложить реконструкцию? Дорожники говорят, что могут ускориться до конца 2022-го.  

- Не факт. Всё зависит от финансирования, в том числе из Москвы, а тут ещё коронавирус. На это нельзя закладываться. Тем более, я смотрел отчёты водолазов о подводной части плотины. Пальцем ткнёшь - бетон отваливается до арматуры. Не стоит гневить бога. 

Как рассказали 47news в ТГК-1, длительная эксплуатации со сверхпроектными нагрузками привела к появлению "критических неремонтопригодных дефектов". О необходимости реконструкции властям говорилось с 2012 года. Так, необходимо восстановление опорных конструкций и полная замена пролетных строений — их доставят водным путем из Волгограда, что позволит сократить время. Будет привлечен редкий плавучий кран повышенной грузоподъемности. "Эта технология в ТГК-1 применяется впервые. Сложность с состоянием проезда, сжатыми сроками, необходимостью значительного объема подводных работ, включая бетонирование подводных конструкций, а также с режимом работы гидроагрегатов и администрацией Волго-Балта", — перечисляют энергетики, добавляя, что в настоящий момент прорабатывается техническое решение по обеспечению пешеходного коридора: "В любом случае будут учтены все требования по безопасности и защищенности".

О чём в ТГК-1 не сказали: по словам собеседников в Газпроме, деньги на реконструкцию заложены на следующий год и их надо осваивать. О чём не сказали на Суворовском: вариант с понтонной переправой уже прорабатывался год назад и был признан неудовлетворительным. Не говорили разве что о канатной дороге, хотя и про неё горько шутили. Но сегодня деваться обеим сторонам больше некуда.    

Виктор Смирнов,
47news

О том как начиналась история с реконструкцией читайте в материале "Все. Пути в Подпорожье не будет. Плотина Газпрома кончилась".