Обособленным МРЭО прописали уничтожение. Коридорным автождунам на взводе свою мелодию исполнит струйный принтер из 1998 года. Их станет на 75% больше.

20 ноября станет последним днём работы обособленного (коммерческого) подразделения Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела (МРЭО) ГИБДД № 17 на улице Руставели, 46 в Санкт-Петербурге. Сотрудников переводят на государственный отдел — Лабораторный, 24, где прорубили два дополнительных окна. Команда "стоп, машина" в отношении учреждения на улице грузинского классика дала старт череде закрытий коммерческих МРЭО. К июню исчезнут ещё девять.

Прежде такие подразделения в мегаполисе уже схлопывались. Например, перестал работать коммерческий МРЭО в структуре комплекса-левиафана на Красного текстильщика, а в помещениях отдела на проспекте Маршала Блюхера функционирует спа-салон. Но то была не тотальная кампания. Сейчас же прозвучал сигнал "полный назад". То есть, в самое начало нулевых.

Коммерческие МРЭО — это исключительно петербургская история, а отдел на Руставели её старожил. Начал работать под названием "филиал" в 2001 году. Старше его только то подразделение, что принимало на улице Восстания, 6. Суть проста: кроме государственной пошлины клиент оплачивает и работу организации.

Если о нынешний реалиях, то в смену на коммерческом Руставели работают две паспортистки и два офицера. Принимают с восьми утра до восьми вечера с часом на обед. Если клиент сдал документы в окно, то результат он должен получить в течение часа. Таков регламент. Но, в среднем, на операцию уходит под полчаса. Ежедневно здесь оформляют от 80 до 100 человек. Плюс 20-30 "водительских" даёт расположенный поблизости МФЦ. Это не значит, что на Руставели нет очередей. В коммерческих отделах тоже плотность, но создают люди, которые готовы переплатить. В том числе и за то, что называется комфортом. Женщинам в колготках здесь не надо пугаться неотёсанных косяков, а мужские боты не спотыкаются о порванный линолеум. Кроме уполномоченных на операции государственных паспортисток и офицеров, здесь солидный штат, собственно, коммерческих администраторов и замначальников.

На следующей неделе весь этот людской поток из желающих зарегистрировать, утилизировать или переоформить на нового собственника авто, заменить номера, восстановить водительские права, и прочие ПТС с СТС, ждут на Лабораторном. Если рассуждать категорией "идеально", то там должны работать в смену пять паспортисток, усиленных тремя-четырьмя офицерами. В день оформляется 150-170 человек.

Таким образом, нагрузка на отделение на Лабораторном должна увеличиться примерно на 75%. Контраргументом стала операция про прорубке двух дополнительных окон, то есть новых рабочих мест для паспортисток. Но тут собеседники 47news иронизируют, что новым коридорным ждунам конторы на Лабораторном придётся воскресить в памяти звук струйного принтера из 1998 года. В том смысле, что парк техники в государственных МРЭО тотально не обновляется, он из эпохи первых доступных мобильников, а там совсем немного остается до архивов-картотек и девушек-машинисток. Плюс известная любовь госучреждений к соблюдению графика: "Ни одной лишней минуты на рабочем месте". Вдобавок к этому — периодические набеги областных водителей в городские МРЭО и городских в областные, в зависимости от тех или иных налоговых выгод.

Кроме того, для работников системы МРЭО головной болью стал сервис Госуслуги с его разрекламированной скидкой в 30% на оплату госпошлины. Теоретически, каждый обладатель российского паспорта может зайти на этот сайт выбрать время и записаться на приём в МРЭО. Но понятно, что ни паспортистка, ни офицер не может каждую минуту обслуживать водителя, который записался на сделку через этот сайт. В рамках решения этого вопроса, чтобы разделить потоки, в отделении на Руставели сделали для пользователей Госуслуг отдельный вход. Решение не самое продвинутое, но на Лабораторном эти два потока должны встретиться перед окнами паспортисток. Они, конечно, способны подобрать слово для невоздержанного на язык и сходящего с ума в очереди водителя, но к концу дня нервы на пределе, а это чревато ошибками в оформлении. Значит, ожидаются сбой в графике и переоформление.

- Одним словом, караул, народу напомнят, как в ночи в очередях костры жгут. Обещают реформу, что МРЭО разместят в современных зданиях, как МФЦ, и всё будет хорошо. Но логично сначала их построить, а потом коммерцию закрывать, - заявил собеседник 47news из обособленного отдела.

Его коллега из одного из государственных МРЭО Петербурга согласен в оценке клиентооборота. У них, в среднем, в день проходит от 70 до 150 посетителей. В подавляющем большинстве, регистрируют автомобили и меняют водительские права. Что касается ожиданий толп, то паники нет.

- Во-первых, в коммерческие всегда шла значительно меньшая часть граждан. Во-вторых, сотрудники из коммерческих перейдут в государственные. Разве что из условных десяти отвалится парочка. В-третьих, запись на госуслугах в коммерческие уже есть. К тому же из-за пандемии произошел реальный спад посетителей. Другое дело, что в связи с коронавирусом нужно обеспечивать по полтора метра расстояния между людьми. Это, конечно, головная боль, — рассказал сотрудник.

Сотрудник другого государственного МРЭО отметил, что когда 1 сентября закрылись коммерческие филиалы на Текстильщиков и Новгородской, было опасение, что оттуда пойдут аномальные потоки, но этого не произошло.

О том, что коммерческие МРЭО должны быть закрыты, стали говорить чуть ли не сразу как они появились. В первый раз слух о прекращении работы всё того же отдела на Руставели, 46 появился в 2003 году, то есть через два года после открытия. Часто менялась структура этих организаций, должности сотрудников, которых то выводили за штат, то вновь в него включали. В трудовой книжке работника такого МРЭО можно увидеть огромное количество записей, а, по сути, он всё время работал на одной должности в одном и том же коммерческом отделе.

Попытка наладить в Петербурге систему обособленных коммерческих МРЭО считается попыткой обелить чрезвычайно сложную сферу сделок с автотранспортом. На форумах, посвящённых работе столичным инспекторов, сплошное нытьё о тихом ходе этой неповоротливой системы, а также жалобы на прожёванных деляг, которые отдадут тебе своё место в живой очереди за хорошую сумму, и вообще дело твоё пойдет бойчее.

На сайте российской госавтоинспекции 47news насчитал 13 петербургских МРЭО с приставкой ОП, то есть обособленное подразделение. В Ленинградской области еще девять.

Александр Калинин,
47news