Мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, а также губернаторы Московской и Ленинградской областей Андрей Воробьев и Александр Дрозденко обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой урегулировать доступ российских граждан к работе в такси в качестве самозанятых, сообщают "Ведомости". 

"С целью обеспечения доступности данного вида деятельности, в том числе для граждан, потерявших работу, легализации теневого бизнеса <...> считаем целесообразным на данном этапе допустить к осуществлению перевозок легковым такси [в качестве самозанятых] физических лиц, являющихся гражданами РФ. Оставив для иностранных граждан действующий порядок допуска к осуществлению перевозок в статусе индивидуальных предпринимателей или юрлиц", – пишут Мишустину главы четырех регионов.

По мнению авторов обращения, иностранцы постепенно вытесняют с рынка россиян, и их доля среди таксистов составляет уже более 50%. И их допуск к работе в такси в качестве самозанятых "влечет лишь обеспечение занятости для лиц, не являющихся гражданами РФ, и создание соответствующих проблем для регионов".

В ФНС сообщили "Ведомостям", что в октябре 2020 г. на учете состояло более 1,2 млн плательщиков налога на профессиональный доход, из которых 15,4% указали в качестве деятельности перевозку пассажиров. По словам представителя налоговой, статус самозанятого могут получить граждане стран Евразийского экономического союза (кроме РФ входят Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия). По данным ФНС, на середину октября лишь примерно у 2% самозанятых не было российского гражданства.

Авторы письма Мишустину также просят правительство позволить регионам устанавливать максимальное количество автомобилей такси. "Выстраивается следующая формула: больше конкуренция [за лицензию на перевозки] – качественнее услуга – доступнее цена", – пояснил изданию  глава транспортного управления Ленобласти Михаил Присяжнюк.

Также нужно обязать службы заказа такси открывать филиалы в каждом регионе присутствия, говорится в письме Мишустину. Это нужно для контроля безопасности перевозок, качества обслуживания пассажиров, противодействия терроризму, а также для исключения риска забастовок таксистов, поясняют авторы.

В Минтрансе и Минэкономразвития своего мнения по поводу названных выше предложений не озвучили.

Предложения направлены в правительство РФ в рамках обсуждения законопроекта о такси, который сейчас дорабатывается ко второму чтению в Госдуме. Губернаторы также отметили, что на подведомственные им территории приходится 45% от общего числа такси в стране, и хотелось бы, чтобы предложения были услышаны.