"Ливия хочет обсудить со мной трейдинг нефтью", "дай бог здоровья Путину", - передаёт с войны тот, кто в Петербурге ни в чём себе не отказывал, а пришлось убежать в Париж.    

На 8 утра 26 октября было назначено начало перемирия между Арменией и Азербайджаном. Через минуты ему пришёл конец. 47news нашёл нетривиального спикера. Это 39-летний Борис Авакян, вице-мэр 20-тысячного армянского города Артик. "Неужели ...?" - вы правильно вспомнили. Петербург знает его как чиновника-денди от Росреестра: светские приключения, правильные рестораны, топ-иномарки и жена Мисс мира. Наконец, розыск по контрабандному делу, дерзкий побег в Париж из-под ареста. Еще недавно он грозил нашим силовикам карами прокуратуры Армении.

- Какие мысли у армян? Про победу понятно. 
- Я по пятьдесят раз в день слышу “Дай бог здоровья Путину”. У всех взоры обращены на него. Как только у наших границ появится русский флаг - сразу тюрки откатятся. Их нескончаемые орды.  
- Гробы приходят?
- Да. И это ужасно. Турецкие и сирийские наёмники творят страшные вещи. Я знаю, поскольку по совместительству я начальник оперативного штаба по делам беженцев, и занимаюсь в том числе гуманитарной помощью. Регулярно езжу в Степанакерт, вижу своими глазами, что происходит. Я и сейчас здесь. 
- Как там?
- Дети и женщины не могут заснуть от звуков воздушной тревоги. Сегодня три раза сирена работала. Света в домах нет. Только в бункере. Спим здесь на матрасах по очереди, готовим на газовой горелке.  

- Стратегически, что происходит? - спросил я Авакяна как должностное лицо.
- Мы маленькая республика, мы в осаде. Моими глазами - когда у нас случилась бархатная революция, вместо того, чтобы высказывать популистские идеи, нужно было идти в сторону интеграции с Россией. Сама Армянская Республика - это заслуга Российской империи и СССР. Но в 91-м году мы проснулись, и раз: и референдум о суверенитете. Но, по сути, про то, хотим мы отделяться или нет, нас никто не спросил. На другом же конце сегодня - американцы. Они печатают деньги, и они не жадные. 
- И?
- Нужно двигаться в сторону союзного государства России и Беларуси. Нужен референдум по этому поводу. Очевидно же, что мы не можем содержать армию, сопоставимую с Азербайджаном. У нас оборонный бюджет 600 млн долларов, у наших противников - нефть, 50 млрд золотовалютных запасов и помощь Турции, военные советники. Баланс явно не в нашу сторону.  
- В финале движения что, если за рамками войны?
- Рублёвая зона, единый Центробанк, единая налоговая система. 
- Лихо. С Белоруссией за столько лет не получилось.   
- У нас получится. Вот смотрите, рядом военная база России, мы спим спокойно. Почему бы для начала не договориться, чтобы вдоль всей границы Армении стояли русские миротворцы? Я был в Приднестровье, там никто никого не убивает. Но властям Армении было удобнее раздувать военный бюджет. 

Сегодня Авакян не только вице-мэр, должность которого занял в апреле, но и советник по особым поручениям председателя Национального собрания Республики Арцах, то есть Карабаха.   

Авакян с председателем Национального собрания Республики Арцах Артуром Товмасяном

Кстати, по словам Авакяна, ни о каком его розыске в России речь уже не идет.

- Как вы себе это представляете? Меня же проверяли перед назначением. Гражданство у меня только армянское. Регулярно общаюсь с дипмиссией России, а там уж точно не подошли бы на километр, если что не так. Все те дела - минувших дней.
- Что ещё видите вокруг? 
- Вижу, что мало русских школ, есть русские классы, где битком - по 35 человек. Но с российской стороны нет отклика. Пример: встречался в июле с представителем Россотрудничества в Ереване. Спрашивал, какие есть программы для переподготовки наших учителей, какие материалы. Это ведь необходимо, чтобы прививать культуру и язык. США идёт ровно по такому принципу. Но у нас Дом Москвы в столице раз в год привозит артистов на концерт и всё.   
- Что вы по своей линии делаете на позиции вице-мэра по экономике?   
- Привлечение инвестиций. До войны было много проектов. Приведу пример - правительство Хафтара в Ливии прислало мне обращение, хотят приехать обсудить создание особой экономической зоны, чтобы заниматься у нас трейдингом ливийской нефти. И это правильно не только экономически. Нам нужно искать союзников в стане врагов Турции. И что, вы думаете, сказали в правительстве Армении? "Не время", - пнул геополитику Авакян. 
- Невысокого вы мнения о нынешней власти в Армении.
- Дело не в мнении. Дело в том, что у нас была маятниковая дипломатия, а надо выбирать сторону - Россию.

- Говорят, у Пашиняна неплохие взаимоотношения в стане демократической партии США.
- Вокруг него есть дурачки, обучавшиеся в Америке. Их человек пятьдесят. Если будет команда, я этих "соросовских" агентов сам могу выловить. 
- Вот вы говорите, Москва. Но не кажется ли вам её позиция инертной? Это из-за отношения к Пашиняну?
- Вряд ли Путин рассматривает лица. Он смотрит на нацию в контексте истории. Русско-турецкие войны тому подтверждение. Армян империя всегда защищала.   
- На каких условиях возможно перемирие?
- Как только войдут российские миротворцы. Остальное обсуждать - только время терять.  
- Что вы думаете про настрой Азербайджана?
 - Там, по сути, диктаторский режим. Посмотрите на Баку, это же султанат, а вокруг бедные деревни. Мне кажется, азербайджанцы не хотят, чтобы их сыновья гибли по прихоти властей. Война нужна, прежде всего, Алиеву, он долго у власти, люди начинают роптать. 
- В быту в Артике и вокруг что-то изменилось? 
- В быту нет, но на улицах очень много добровольцев. У меня в мэрии 72-летний сотрудник есть. Советской закалки человек. Собрался и уехал. Сказал, что если пришла пора умирать, то значит так.      
- Возвращаясь к надеждам - в паблике Путин и Эрдоган друг другу улыбаются. 
- Ну, а как вы думали, это политика. Всё исподволь. Думаете, почему за последнее время сбито два десятка новейших турецких беспилотников Bayraktar? А ведь это самое деморализующее и высокоточное оружие наших врагов. Всё просто - появляется высокоточное противодействие, а больше не скажу.   
- Думали над тем, что будете делать, если вы в плен попадете? – наконец, вставил автор вместо того, чтобы парировать: "Ну и не надо".  
- Живым не сдамся никогда в жизни.

Вот как оказывается иногда бывает.        

Беседовал Виктор Смирнов,
47news