Похоже, проектам группы "Индига" бизнесмена Южилина в 1 млрд евро – конец: в компании, обещавшей возвести в Усть-Луге метанольный комплекс – никого нет дома, а вокруг планов по порту в Арктике не тают льды.
По информации 47news, 3 сентября в составе учредителей ООО "РусХимКом" произошли странные изменения. Компания перестала принадлежать инвестиционной группе "Индига" бывшего депутата Государственной думы Виталия Южилина и перешла в 99-процентную собственность его же управляющей компании "Русхим". 1% достался еще одному ООО, которое удивительным образом на 99% принадлежит той же управляющей компании и на 1% обратно "РусХимКому".
Причудливая юридическая спираль прилично весит. "РусХимКом" обещал построить в Усть-Луге комплекс по производству и морской перевалке метанола стоимостью в 1 млрд евро. Пафос в грузообороте - на будущем комплексе собираются производить 1,8 млн тонн метанола в год, что удвоит весь его сегодняшний российский экспорт.
Так что интерес 47news к хитросплетениям госреестра объясним.
"Такая ситуация называется перекрестным владением. Довольно старый механизм корпоративной защиты был придуман в нулевые годы, когда процветало серое рейдерство. Создаются жесткие уставы, предполагающие единогласие на любые корпоративные решения - тут-то 1% решающий. Делается это для того, чтобы вовремя отловить рейдерскую атаку. Когда мошенники хотят завладеть бизнесом, им надо выбрать, какую компанию в бизнес-группе атаковать в первую очередь. Они подают документы на регистрацию себя как новых собственников, и после того, как пройдет регистрация и сведения о них отразятся в ЕГРЮЛе, возможны другие корпоративные решения в отношении другой компании, в которой осуществляется перекрёстное владение. Но ЕГРЮЛ публичен, и на регистрацию изменений отводится 5 рабочих дней. Юристы серьезных бизнес-групп отсматривают их несколько раз в неделю - узнать о том, что поданы документы на регистрацию и тем более, что она произведена, не проблема. Так реальные собственники успевают защититься от захватов…", - рассказал партнер санкт-петербургской коллегии адвокатов Pen&Paper Станислав Данилов.
О гипотетических скрытых угрозах корреспондент 47news решил узнать у генерального директора "РусХимКома" Наталии Лапшиной. Разговор получился только с секретарем Галиной, кто, как и полагается настоящему секретарю, знает всё.
- Проект заморожен с сентября прошлого года, - сказала Галина.
- Был бы признателен, если бы кто-то позвонил и рассказал подробности.
- Звонить некому, потому что генеральному директору не до этого, а все остальные сотрудники практически уволились… И до конца года точно никаких новостей не будет.
- Есть еще вопрос по событиям, происшедшим пару дней назад - смене структуры собственников. Нас это интересует, учитывая значимость персоны Виталия Южилина.
- Но звонить вам некому. Из компании "РусХимКом" в офисе периодически находится только генеральный директор, которая не будет этим заниматься, и я. Больше никого нет.
- А генеральный директор точно не будет?
- Не будет, потому как это не главная её задача, у неё много других проектов.
- А какой из них самый главный?
- Личность владельца компании…
- Это её проект?
- Это её проект, да…
При такой диспозиции вопрос о том, что именно могут поглотить у миллиардера в Усть-Луге, уплывает в теорию. Можем довольствоваться новостями на сайте "РусХимКома", последняя из которых рассказывает, как в компании озаботились подключением к трубе "Газпрома" (метанол - продукт переработки газа). Но это было в прошлом апреле.
В медиапространстве проект засветился в последний раз в прошлом январе - ИА "ПортНьюс" сообщило о покупке компанией 225 га земли и заключении договора с ООО "Газпром Межрегионгаз СПб" на поставку 1,7 млрд кубометров газа в год. В пресс-службе правительства Ленобласти не прокомментировали стадию реализации проекта. Все же, интересы Виталия Южилина в наших краях Усть-Лугой не ограничиваются.
В Петербурге существует проектная компания "Плато Инжиниринг", на 100% принадлежащая всё той же инвестиционной группе "Индига". Компания позиционирует себя специализирующейся на сложных инфраструктурных проектах. В портфолио порт Ялта, судостроительный комплекс завода "Пелла", петербургский "Морской фасад" и даже дом в Кудрово. Но получить комментарий о главном проекте - строительстве арктического порта Индига в Ненецком автономном округе - нам не удалось.
Именно это интригует: порт Индига - самый модный миф Арктики последнего времени. Собственно, порта нет, а обсуждается он в сотнях статей в деловых и не очень деловых СМИ. Также этот порт стал козырем свежей политической авантюры - попытки слить Архангельскую область с Ненецким автономным округом. Ничего не вышло, но как старались - сотни статей рассказывали про уникальные экономические перспективы порта: во-первых, он на Северном морском пути, во-вторых, он хоть арктический, но глубоководный и незамерзающий. В общем, строй терминалы и исполняй требование Владимира Владимировича о 80 млн тонн ежегодного грузооборота по СМП, которое пока кажется неисполнимым даже "Росатому".
Информационная чертовщинка кроется в том, что к поселку Индига, где собираются строить порт, не догадались проложить дороги. И это не фигура речи. 47news поинтересовался у администраций Архангельской области и НАО о перспективах строительства порта. Журналисту прислали дипломатичный ответ, мол, проект включен в Стратегию социально-экономического развития НАО до 2030 года, но мы - не НАО, поэтому не особенно в курсе. Зато проект строительства железной дороги от села Карпогоры до поселка Индига характеризуют как "в настоящее время рассматривающийся". Между этими двумя населенными пунктами 456 километров стопроцентного бездорожья.
Директор по направлению "Логистика и аналитика" ООО "Морстройтехнология" Александр Головизнин видит в этой арктической фантазии еще одно:
"Порт Индига в разных политических и экономических проектах представляют как незамерзающий. Но это не совсем так - он не совсем незамерзающий, 2-3 месяца в году там вполне приличный лёд, и для работы потребуются суда ледового класса, а, возможно, и использование ледоколов. Впрочем, о реальных сроках строительства порта я что-то давно не слышал. Может, речь идет о будущем - когда построят порт, как раз наступит таяние арктических льдов, что давно пророчат метеорологи…"
Сарказм эксперта объясним: говорят, Виталий Южилин приобрел в 2017 году петербургскую проектную компанию "Плато Инжиниринг" как раз для проектирования порта Индига - так сказать, для исполнения арктической мечты. Впрочем, он в этом не одинок - у учреждённого инвестиционной группой "Индига" ООО "Универсальный морской порт "Индига" есть примечательный партнер. Это миллиардер Роман Троценко - как раз с ним, а не с Виталием Южилиным, коллеги из деловых СМИ связывают идею строительства арктического порта.
Думается, Роману Троценко сейчас не до Индиги - по сведениям РБК, он завяз в сделке по приобретению у наследников погибшего миллиардера Дмитрия Босова "Арктической горной компании". А у Виталия Южилина другие хлопоты - помимо фантома на берегу Северного Ледовитого океана инвестиционной группе "Индига" принадлежит увесистый бизнес на территории Ненецкого автономного округа. Там у миллиардера другой партнер - "Ненецкая нефтяная компания", принадлежащая окружной администрации, и там про рейдеров ничего не слышно:
Лев Годованник для 47news
Про Усть-Лугу:
В порту Усть-Луга, помимо комплекса "РусХимКома", заявлены сразу три крупных метанольных проекта.
"Балтийская газохимическая компания" собирается строить комплекс по производству и перевалке метанола мощностью 1,7 млн тонн в год с инвестициями также в 1,5 млрд долларов. Заявленный срок ввода в эксплуатацию — 2023 год. На днях у проекта появился новый бенефициар — им стал предприниматель Владимир Круглов, он возглавляет подмосковную нефтебазу, принадлежащую однокурснику российского президента Виктору Хмарину. Владимир Круглов рассказал о планах продать проект основному владельцу АО "Русская газохимическая компания" Армену Торосяну.
Завод по производству метанола и морской терминал по его перевалке решила построить Группа "САФМАР" Михаила Гуцериева. Речь идет о проекте с 1 млрд евро инвестиций и мощностью в 1,8 млн тонн метанола в год. Но из-за пандемии проект был заморожен, хотя в компании обещают не сдвигать сроки его исполнения - комплекс должен появиться в 2024 году.
Об аналогичных планах заявлял "ЕвроХим" Андрея Мельниченко. Речь идет о строительстве в Лужской губе завода по выпуску 1,7 млн тонн метанола. Инвестиции в проект назывались в 2,5 млрд долларов. О конкретных сроках пока речи не идет, управлять им будет ООО "ЕвроХим Северо-Запад-3", зарегистрированное этой весной. Экспорт продукции будет осуществляться через терминал "ЕвроХима", который сейчас строится в порту.
Заявленные на текущий момент инвестиции в строительство мощностей по производству и морской перевалке метанола в Ленинградской области составляют примерно 7,7 млрд долларов — это почти 570 млрд рублей. Они претендуют на экспорт почти 8 млн тонн метанола в год — примерно в 4 раза больше всего объема его сегодняшнего российского экспорта.
Про метанол:
Метанол производится из природного газа. Область применения — сырье для полимерных материалов и растворителей. Аналитики Vygon Consulting полагают, что долгосрочный спрос на газ в России не имеет тенденции к росту, а наибольший потенциал увеличения потребления у газохимии, где спрос вырос за десять лет на 15% — до 24 млрд кубометров в год.
Одной из причин эксперты называют экономическую составляющую: продажа за рубеж первичных продуктов переработки газа — аммиака и метанола — фактически является формой скрытого экспорта газа. Кроме того, экспорт метанола, в отличие от экспорта газа, не ограничен, а российский метанол конкурентоспособен на мировом рынке из-за низкой цены российского газа. Это востребовано, так как прямой экспорт газа по трубе разрешен только "Газпрому". В Vygon Consulting, считают, что рост спроса на газохимию может достичь 10 млрд кубометров к 2030 году. Основным рынком для российского метанола эксперты называют Европу.