Автор фильма о "Цое", где близкие везут хоронить звезду, спорит: это не биография, а притча. 47news спросил режиссера про родственников легенды.

Алексей Учитель позвал 27 августа россиян в кино на свою новую ленту с лаконичным названием "Цой". Прокат планировали на 3 сентября, но в итоге дату сдвинут, надеясь на открытие кинозалов. Анонс прошел на онлайн-конференции "Россия Сегодня".

Собственно, вопрос от 47news стал первым, что адресовал модератор встречи Алексею Учителю. Корреспондент поинтересовался, видели ли сценарий фильма родственники рок-музыканта, показывали ли им фильм и если да, то как они его оценивают. Все-таки сюжет отсылает к трагедии на 35 километре трассы "Слока — Талси" тридцатилетней давности. Близкие везут тело Цоя из Латвии в Ленинград. Автобусом, по стечению драматургических обстоятельств, управляет тот же водитель, что вёл злополучный "Икарус".

- Сценарий ещё 9 лет назад был напечатан в "Искусстве кино". Его читали и сын, и отец (мать музыканта умерла 11 лет назад - прим. 47news). Я действовал открыто, понимая, что подход нестандартный. У сына неоднозначная реакция. Это нормально. Не скрою, были острые разговоры. Перед съемками он попросил изменить имена. Из родственников ленту никто не смотрел. Но фильм получил прокатное удостоверение. Он будет идти на экране, - уверенно ответил Учитель.

Режиссер признался, что может понять родственников, кто смотрят фильмы о своих близких. Они сопоставляют картину с собственным "как это было". А поскольку "как это было" они не видят, то считают, что всё переврано.

- Если о том, что было раньше, то я действительно сталкивался со странной родственной цензурой. Родственник ставит себя в позицию цензора, запретителя, затыкает рот художнику, который не нарушает никаких законов. Одна проблема - морально-этическая, вторая — юридическая, - вспомнил прошлое Учитель.

- Это не документ. Еще на "Матильде" мне приходилось отчитываться, как я не мог знать о том, что говорили герои друг другу, оставаясь вдвоем. А тут выходит, как я мог знать, что происходило в автобусе, - перекинул кинорежиссер мост к своей предыдущей картине об отношениях цесаревича Николая Алексеевича и балерины Кшесинской.

Её прокат сопровождался чередой скандалов, которые объединились в большой общественный конфликт. Сами Романовы называли "Матильду" исторически недостоверным и кощунственным фильмом. Депутат Госдумы Наталья Поклонская пыталась добиться запрета показа, заявляя об оскорблении чувств верующих. Кинотеатры, где крутили "Матильду", таранили автомобили, гружёные бензином и газовыми баллонами, а в окна студии Учителя "Рок" в Петербурге бросали коктейли Молотова. Дошло до того, что и на "прямой линии" Путина тоже спросили про фильм.

Участники встречи не раз подчеркнули: "Цой" не является байопиком, то есть фильмом-биографией. Скорее, это притча в стиле "роад-муви", эксперимент по проектированию психологической ситуации после аварии под Юрмалой и попытка разобраться с тем феноменом, что мистическая сила музыканта до сих пор действует на общество. И если бы после пресс-конференции ее участники захотели бы снять собственный фильм о ней, то получилось бы двадцать разных фильмов.

Не ставилась и задача подобрать или загримировать актеров до 100% схожести с прототипами. Но в целом типажи должны были быть "в масть". Собственно, в фильме нет и художественного образа Цоя. Только один раз его изобразили со спины перед аварией. Сцены с изображением рокера - это творчески вплетённые в художественную канву архивные записи самого Учителя. В его фильмографии не только документальный "Рок", но и картина-посвящение "Последний герой". С посещения кочегарки на улице Блохина и наблюдения за тем, как дежурный Цой бросает уголь в топку для вооруженного видеокамерой Учителя и началось его вхождение в рок-тусовку. В том числе и поэтому он считает, что у него было моральное право.

- Мы ждем дискуссий, с музыкантами, с близкими к сыну и отцу. Ребята, давайте открыто, без бумажек в виде доносов. Посмотрим кино, поговорим. Если что юридически не так, то есть Константин Добрынин (адвокат -  ред.). Мы не должны участвовать в дрязгах с именем Цоя. Если бы он был с нами, то за какие-то вещи ему было бы стыдно. Это я не по поводу фильма, а в целом ситуации. Мы можем сесть и сказать друг другу хорошие или плохие слова, но не требовать невозможного, - призвал к общению потенциальных критиков Учитель.

Снимать "Цоя" начинали под рабочим названием "47" - по названию невыпущенного альбома музыканта. Съемки начались в июле. Они проходили в Латвии, Санкт-Петербурге, Всеволожском районе Ленобласти, Калининградской и Псковской областях. Главным героем фильма является водитель, в автобус которого врезался "Москвич" советской рок-звезды. В силу обстоятельств, именно ему предстоит отвезти гроб с телом.

Александр Калинин,
47news