Начались 5 судебных процессов: Росприроднадзор не видит в Черном море петербургский бизнес. Компания винит конкуренцию. "Могут ли спасатели плыть к разливу нефти полдня" - так стоит вопрос, а экологи за предпринимателей.

В Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 8 июля поступило сразу 5 исков бункеровщика "Контур СПб" к Черноморо-Азовскому морскому управлению Росприроднадзора. Бизнес просит отменить 5 постановлений надзорного ведомства, по мнению которого компания нарушила правила водопользования, заправляя суда в порту Новороссийск без готовности к ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов (ЛАРН). "Контур" не согласен: у него собственное профессиональное аварийно-спасательное формирование, прошедшее предусмотренную законом аттестацию. Плюс положительное заключение Росморречфлота, дающее такому формированию право наводить экологический порядок в случае ЧП. В документе указано: "Контур СПб" может ликвидировать разливы нефтепродуктов в портах Новороссийск, Темрюк, Кавказ и Туапсе.

У Росприроднадзора другой взгляд. Начиная с 10 марта 2020 года, каждая заправка судна в акватории новороссийского порта сопровождается постановлением об административном наказании - пока это штрафы. Претензия единственная: спасательные плавсредства, в частности, теплоход "Буксир Тютерс", базируются в порту Темрюк и до места бункеровки - и возможной аварии в порту Новороссийск могут добраться за 13 часов 35 минут. Если бы они базировались в Новороссийске - добрались бы за 1 час и 10 минут.

"Буксир Тютерс", входящий в состав ПАСФ ООО "Контур СПб", не готов к осуществлению ликвидации разлива нефтепродуктов в акватории морского порта Новороссийск … при условии длительного перехода с территории морского порта Темрюк… Признать ООО "Контур СПб" виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.14 КоАП РФ", - написано в постановлениях.

По словам партнера санкт-петербургской коллегии адвокатов Pen&Paper Станислава Данилова, Росприроднадзор может штрафовать компанию бесконечно, и само по себе это влияет только на кошелек и настроение. Но часть 1 статьи 8.14 КоАП предусматривает и административное приостановление деятельности, решение о котором выносит суд. С точки зрения сложившейся практики, при данных обстоятельствах суд вряд ли вынесет такое решение. Но это всегда зависит от субъективной убежденности конкретного судьи, на кого могут повлиять даже красноречие представителей Росприроднадзора. Тут многократность нарушения может перевесить – вот тебе и приостановление деятельности.

"Контур СПб" уступать не собирается: с 2014 года компания занимается бункеровкой судов в Черном и Азовском морях, обеспечивает несение готовности по ЛАРН для себя и предлагает такую услугу на местном рынке.

"Мы не скорая помощь на футбольном матче, чтобы дежурить рядом с местом, где в любой момент кто-то может подраться. Закон обязывает аварийно-спасательное формирование выдвинуться к месту происшествия в течение часа после сообщения о ЧП. Нет закона, который бы регламентировал время, в течение которого спасатели должны прибыть туда", - говорит основной владелец "Контура" Станислав Корнеев.

13 с половиной часов хода до места аварийного разлива нефтепродуктов против 1 часа и 10 минут - прямо скажем, звучит не очень-то. Но существует экологическое законодательство, которое такие моменты четко прописывает. Неожиданно, но экологи в этой ситуации поддерживают бизнесменов, а не чиновников. Как ни странно.

По словам руководителя программы по экологической ответственности бизнеса российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Алексея Книжникова, раньше было закреплено в законодательстве, что локализовать разлив нужно не позднее 4-х часов. Но потом эту норму отменили из-за невозможности во многих случаях реагировать так быстро. 13 часов, считает эксперт, не так плохо, но нужно учитывать местные условия - если, например, место разлива рядом с заповедником, то нужно быстрее.

Заведующий лабораторией экологической безопасности морского транспорта ЦНИИ МФ Алексей Иванчин подтверждает: в российском законодательстве не регламентируется время, в течение которого профессиональное аварийно-спасательное формирование должно подойти в район разлива нефтепродуктов. Но должен соблюдаться принцип адекватности реагирования, согласно которому, время подхода спасателей в район разлива должно быть достаточным при благоприятных условиях для проведения операций по локализации и сбору нефтепродуктов. Например, в Арктике опорные пункты спасательных формирований располагаются в тысячах миль и нескольких днях пути от мест перевалки нефтепродуктов.

"Перевалку нефтепродуктов на морской акватории контролируют подразделения Минтранса. Любой компании для легитимной бункеровки необходимо и достаточно получить лицензию в Ространснадзоре, разработать план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов и заключить договор с аттестованным спасательным формированием. Росприроднадзор осуществляет надзорные функции в части исполнения природоохранного законодательства и оценки ущерба при возможной аварийной ситуации, а не технологического процесса бункеровочных операций…", - полагает Алексей Иванчин.

Основной владелец "Контура СПб" Станислав Корнеев видит ситуацию проще. По его мнению, дело не в переживаниях за чистоту экологии, а в банальной конкуренции. В портах Черноморо-Азовского бассейна его компанию встретили без аплодисментов. Там есть свои бункеровщики и свои аварийно-спасательные формирования. Кому там нужен наш Петербург?

Сначала, по словам бизнесмена, спасательные суда "Контура" базировались в порту Новороссийск, в акватории рыболовецкого совхоза "Черноморец", но арендодатель расторг договор, и пришлось перебраться в Азовское море, в порт Темрюк. Интерес же со стороны государственных структур сотрудники компании почувствовали после обращения в Генеральную прокуратуру жителя Новороссийска Рамиза Рыбалкина. Корреспондент 47news дозвонился до него.

- Вы жаловались в прокуратуру на "Контур СПб". В чем основные претензии?

- Например, в Новороссийске они проводят бункеровочную операцию, а все силы и средства у них находятся в другом порту вообще, в порту Темрюк, в другом море, в Азовском. Это нормально? То же самое и в Санкт-Петербурге. Заявляют бункеровку в одном, а силы и средства находятся в другом совершенно месте. Не дай бог, будет какой-то разлив, они просто физически не успеют прийти и собрать. Это просто верх цинизма, неуважения к своей Родине и всё остальное. Я не знаю, как это по-другому объяснить.

- Как вас представить?

- Заместитель генерального директора "Экспресс Сервис".

- "Экспресс Сервис" - это что за организация?

- Профессиональное аварийно-спасательное формирование.

- Где работает ваше формирование?

- В акватории порта Новороссийск.

- Тоже несет готовность по ЛАРН?

- Да-да. Я не хочу потом, если у них, не дай бог, что-то будет, а мне тут расхлебываться. Мы все в одной системе находимся. Почему они балдеют вот так вот, а я тут должен напрягаться?

В гражданской позиции Рамиза Рыбалкина переплелись возмущение с  "неуважением к Родине и все остальное". При всем уважении, раздражение конкурента тоже заметно. Но можно и по-другому: первопричину исков можно поискать в 1226 километрах от места конфликта. Государственная дума не догадалась прописать время, в течение которого аварийное формирование должно добраться до места разлива нефтепродуктов.

Лев Годованник для 47news

Справка:

ООО "Контур СПб" входит в бизнес-группу, объединенную брендом "Балтийская топливная компания". Включает три общества: "Контур СПб", "Нева Ойл" и собственно "Балтийская топливная компания".

ООО "Контур СПб" занимается бункеровкой судов и несением готовности по ЛАРН в Большом порту Санкт-Петербург, а также в портах Новороссийск, Темрюк, Кавказ и Туапсе. По данным "СПАРК-Интерфакс", компания принадлежит Станиславу Корнееву (34%), Галине Куракиной (33%) и Елене Ятвецки (33%). ООО "Нева Ойл" в равных долях принадлежит Игорю Тяну и Сергею Яковлеву. 66% долей ООО "Балтийская топливная компания" оформлены на "Неву Ойл", 34% принадлежат Станиславу Корнееву, который также является её генеральным директором.