Электронная система Atom Vote сосчитает всех своих, кто голосует за Конституцию в России. Это криво, но дают брелок по QR-коду. 47news рассекретил систему контроля.
Несмотря на заверения президента и председателя Центризбиркома Памфиловой о недопустимости давления на избирателей и контроля за явкой, в городе Сосновый Бор Ленинградской области решили творчески подойти к процессу волеизъявления.Перед стартом голосования до голосования, как заверяют сразу несколько собеседников нашего издания, депутат "Единой России" Павел Гредасов набрал волонтёров. По данным 47news, делал он это в том числе через горизонтальные связи в студенческой среде. Также товарищ Гредасов, как сообщается у него на странице, возглавляет совет представителей молодёжных организаций концерна "Росэнергоатом".
Нанятые им молодые люди прошли инструктаж, перед которым он письменно, в мессенджере, попросил их обязательно иметь при себе мобильное устройство с программой считывания QR-кодов и установленным Telegram. Им объяснили, что основная суть работы — сканировать именные бланки, с которыми приходят на избирательные участки люди.
Как рассказала одна из девушек, задействованных в процессе, свидетельства напечатаны на ламинированном картоне. На нём красными буквами написано имя избирателя, а внизу указан QR-код. Мелким шрифтом сказано, что картонку нужно предъявить на участке в обмен на памятный сувенир. Вроде как обещают брелок. "Гражданин … принял участие в голосовании по одобрению пакета поправок в Конституцию РФ, предложенных президентом. Ваш ответственный поступок в исторический для России час — это честное выражение гражданской позиции", - говорится там.
- Собственно, у меня вопрос к журналистам, то, чем мы занимаемся, законно? - переспросила наша собеседница.
За первый день работы девушка поняла, что после сканирования кода её смартфон переходит на сайт "Конституция 2020". То есть информация о пришедших заносится не только в избирательные документы, но и на некий ресурс. Волонтёры признаются, что работают не бесплатно, и что их попросили особо не шуметь по этому поводу. Некоторым из них даже выделили отдельные кабинеты. Кстати, нахождение любого человека на участке строго регламентировано, и обычно появление любого постороннего вызывает множество вопросов у представителей комиссии.
Нам рассказали, что согласившимся участвовать в такой работе нужно зайти в чат AtomVote. Для простоты всем нанятым прислали видеоинструкцию на три минуты. В ней подробно расписывается, что после старта необходимо авторизоваться.
Гражданин, записавший обучающее видео, в нём же приложил сотовый телефон. И, если поместить его к себе в контакты, можно легко стать участником системы.
Авторизация позволяет зайти на сайт, название которого начинается со строки "https://blooming-atoll". Он явно напоминает некую базу данных, причём, собранную по всем городам, где есть атомные электростанции. Это и Саров, и Удомля, и Краснокаменск. При нажатии на Сосновый Бор, выскакивают страницы с сотовыми телефонами ответственных. За что они отвечают, не ясно, но первые две фамилии — это замдиректора по персоналу ЛАЭС Сергей Фунтов и заместитель главы администрации Соснового Бора Татьяна Горшкова. Последняя также является председателем территориальной избирательной комиссии Соснового Бора.
Журналист 47news позвонил Татьяне Горшковой и, не представившись, спросил, почему она "не завела данные в систему Atom Vote". Вопрос, естественно, был выдуман и не продуман. Собеседница объяснила, что её вроде как вывели из проекта, и назвала несколько фамилий, к кому стоит обратиться. Один из них, по имени Павел, сообщил, что находится в администрации Соснового Бора, но не в курсе, про какие данные речь, но от самой системы отрекаться не стал, пообещав, если пришлют вводные, всё выполнить.
Сергей Фунтов явно понял, о чём речь. По крайней мере, был раздражён звонком и тут же бросил трубку. Павел Гредасов сказал, что никого он не нанимал, о чём его спрашивают, не знает. "Ха, это Гредасов-то ничего не знает? Это он нас и организовывал", - рассмеялся один из тех, кто указан в этой базе данных. Кстати, сам он работает на ЛАЭС и подтвердил всё сказанное товарищами — нужны были люди для сбора QR-кодов.
Человек, записывавший инструкцию по входу в системе, в ознакомительном ролике представлялся Константином Штер. Когда автор позвонил ему, он откликнулся на имя, но сообщил, что не знает, для чего он записывал видео. "Я просто описал, а для чего, и не знаю", - отметил он. Хотя на том же видео он, перематывая свой смартфон, запечатлел и личные чаты. В них фигурируют сообщения от людей, явно задействованных в выборах, поскольку обозначенные темы сообщения крутятся вокруг Конституции.
- Вдруг вас завербовали в плохиши и это видео для них? - забеспокоился журналист.
- Ну не знаю, - засомневался он.
Когда автор перезвонил Татьяне Горшковой уже официально, она отказалась общаться, заметив, что "вокруг слишком много людей". Мэр Соснового Бора Михаил Воронков отметил, что не в курсе о существовании подобной системы в возглавляемом им городе, но обещал всё разузнать. И больше на звонок 47news не ответил. Председатель Леноблизбиркома Михаил Лебединский и его пресс-секретарь тоже как сквозь атом провалились. В правительстве Ленобласти заметили, что атомград — территория отдельная, и не им решать, что там и как.
Возможно, кто-то из них смог бы объяснить, зачем контролировать таким технологически сложным способом явку в городе, где практически все работают на одном предприятии.
В департаменте коммуникаций Росэнергоатома сообщили, что не отрицают существование системы с QR-кодами. Там признали, что выдают сертификаты сотрудникам ЛАЭС, живущим в Сосновом Бору. Но нужны QR-коды для получения сувениров, "чтобы один человек не забрал сразу пять штук". "Мы никого не принуждаем голосовать, тем более, ни за, ни против. Более того, человек может вообще не голосовать, но взять сувенир", - прокомментировали там.
Также добавили, что если кто и платил каким-то волонтёрам, то не со счёта Росэнергоатома, а, может быть, исходя из личной инициативы. Брелки же купила ветеранская организация концерна.
Две недели назад федеральные СМИ сообщали, что бюджетников и сотрудников крупных предприятий будут контролировать с помощью электронных систем. В частности, говорилось об аналогичной схеме с участием портала votely.ru — каждому участнику голосования тоже присваивались штрих-коды.
Юлия Гильмшина,
47news