Все, кто вкусно кормит в Петербурге, пошли с петицией в Смольный. За ними 100 тысяч молодых с ипотеками. 47news поговорил с первыми по гастрономии.

Ключевые рестораторы Санкт-Петербурга утром 19 марта через электронную приёмную Смольного направили обращение  Александру Беглову. И на платформе Change.org появилась петиция с лаконичным "Просим не обрекать рестораны Петербурга на банкротство". Под ней подписи тридцати топов, у которых за сотню известных всему городу вывесок и 100 тысяч человек персонала.

47news на ходу прозвонил тех, чьи фамилии увидел под обращением. Они подтвердили: не будет поддержки — исчезнем как класс вместе с книгами жалоб и предложений.

Мелникова .jpg Алена Мельникова

Управляющий партнёр "The Repa" и бистро "Яйцо и Булочка" Алёна Мельникова рассказала, что позавчера приняла решение о закрытии ресторана. "The Repa" на Крюковом канале зависима от Мариинки, которая тоже взяла коронавирусный антракт. В итоге рассчиталась с персоналом деньгами по числу отработанных дней и отправила в отпуск за свой счёт. Если смотреть в будущее с оптимизмом, то амбициозная молодёжь вернётся назад 30 апреля. А дальше, по сути, всё начинать с начала.

- А что такое запустить или перезапустить ресторан? Первичная закупка на завоз ассортимента — полтора миллиона рублей. Понятно, что мы уже будем в "чёрных листах" у винных поставщиков. А налоги и аренду никто ведь не отменял. То есть в лучшем случае два месяца уйдёт на перезапуск. Кстати, уже после того, как мы подготовили свою петицию, посмотрели на предложения европейских коллег. Один в один. Они просят то же, что и мы, - рассказала Мельникова.

На двух страницах рестораторы объясняют градоначальнику: с февраля выручка большинства организаций общественного питания резко упала на 40-60% и продолжает стремительно снижаться. Грядёт парад закрытий. Но можно принять меры. В карте предложений шесть пунктов. И, как говорили казаки в парижских кафетериях: "Бистро-бистро".

Во-первых, Беглов должен официально признать COVID-19 форс-мажором, это поможет в диалоге с арендодателями. Во-вторых, освободит общепит от уплаты всех налогов сроком до 120 дней с даты отмены ограничений. В-третьих, на тот же срок каникулы на оплату коммуналки. В-четвертых, помощь кредитами в госбанках. В-пятых, упрощёнка при организации уличных кафе и веранд летом. В-шестых, мораторий до конца 2020 года на надзорно-контрольные проверки.

По словам опрошенных нами игроков рынка, у каждого ресторатора свой диалог с арендодателями, которые тоже люди. Кто-то готов ждать, кто-то готов снизить ставку на 50%, но у всех в договоре есть пункт обстоятельства непреодолимой силы. Официальное признание COVID-19 форс-мажором помогло бы владельцам в непростых переговорах с хозяевами квадратных метров.

При этом на рынке заключено негласное сообщение - не перекупать  друг у друга места. Кстати, это говорит как о своего рода гражданском обществе в отдельно взятом секторе, так и о бедственном положении.

Мнацаканов face.jpg Арам Мнацаканов

У известного ресторатора и телеведущего Арама Мнацаканова в Петербурге работает одна "Пробка". Но и он уже почувствовал появление COVID-19.

- По-моему, все очевидно. Падает гостевой поток, это сразу сказывается на выручке. Люди ошарашены, нет четкого понимания, вводить карантин полностью или нет. Полумер тут быть не должно. Что касается сокращений, то мы пытаемся сберечь всех, но какой смысл в ресторанах при пустых отелях? - философски заметил он.

буров2фейсбук.jpg Алексей Буров

Совладелец ресторанной группы DREAMTEAM (рестораны "Траппист" и "Форно Браво") Алексей Буров:

- Если бы я не имел обязательств перед людьми, то просто бы закрыл двери заведений и всё. Как личность я переживу, но за мной ещё люди, молодые семьи с ипотекой. Площади вообще не главное, главное команда, которая может потянуть проект. Наш основной месседж не в том, что "дайте скидку", а чтобы было понимание, что такое экономический цикл. Рестораны существует не сами по себе, они также двигают колёса городской экономики. Вот вы работаете в медиахолдинге, это не значит, что вы только пишете. Вам проходится решать вопросы аренды, покупать и прочее. У нас то же самое.

Он, как и Мельникова, заявил, что пункт про обстоятельства непреодолимой силы есть в договоре аренды каждого ресторатора и напомнил, что пять дней назад мэр Москвы Сергей Собянин своим указом официально признал коронавирус форс-мажором. По словам Бурова, без мер поддержки, ресторанный бизнес в Петербурге обнулится примерно до уровня 1996 года.

белоусова.jpg Галина Белоусова

Генеральный директор Bronka Restaurants Group (Buddha-Bar, Hunt, Il Lago dei cigni) Галина Белоусова рассказала, что закрывать заведения не собирается, в крайнем случае холдинг готов перейти на доставку блюд. Но на данный момент явный кризис.

- Пока не понимаю, как поможет петиция. Но делать что-то надо, мы же все живем в одном городе и видим, что происходит. Ухудшение почувствовали практически моментально. Турпоток на фоне распространения болезни падает, отменяются банкеты. Недавно были вынуждены отменить вечеринку в одном из ресторанов, она была рассчитана на 1000 человек и запланирована на выходные. Цепная реакция дошла до других отраслей. Хуже будет, если остановятся фабрики и заводы, - заявила Белоусова.

photo_2020-03-19_13-54-27.jpg Михаил Соколов

Петербургский ресторатор Михаил Соколов уверен, что ресторанный рынок продолжит падать, и сейчас речь не идет о бизнесе, а только о сохранении социальных гарантий персоналу.

- Ситуация очень тяжелая. Многие коллеги ещё не посчитали потери прибыли. Рестораны продолжают падать каждый день, а бизнес закончился неделей ранее, и дно только продолжает углубляться. Теперь глобальная задача — сохранить выплаты персоналу. В петиции указан общий штат сотрудников более 100 тысяч, но, по-моему, их гораздо больше. У нас нет разговоров о массовых сокращениях, но обсуждается возможность перевода сотрудников на удаленную работу с минимальным понижением ставки, - сказал Соколов.

По его словам, если распространение коронавируса признают форс-мажором, то станет легче на переговорах об отсрочке платежей. Но рестораны будут "переобуваться", то есть постепенно менять модель. Это видно уже сейчас. Если раньше доставка составляла совсем небольшой процент в выручке по сравнению с доходами зала, то сейчас она растет.

- Понятно, что закрылся внешний туризм, но у нас всё ещё теплится дурацкая идея, что пусть в июле, но в Петербург приедут россияне, поэтому история с летними кафе будет переориентирована под внутреннего туриста, - верит Алена Мельникова. По ее словам, в лучшем случае, при принятии мер поддержки, рынок придёт в себя через полгода.

Рестораторы Петербурга стали первыми, кто громко рассказал о своей проблеме и попросил власти бросить спасательный круг. Но они не единственные коммерсанты, кого подкосила мировая проказа. Закрытие границ и прекращение авиасообщений сразу же обвалили рынок путешествий. Потом стало известно, что прекращаются выставки и форумы. Крах в туризме и экспозиционно-выставочной индустрии повалил гостиницы и отели. А сегодня, вслед за владельцами кафе и баров, о конце хорошей жизни заявил ритейл и фитнес-клубы.

Александр Калинин, Андрей Карлов,
47news