Суток не прошло как Киев без метро, а советует Петербургу не повторять эксперимент. У них лізе якась сволоч без масок. 47news поговорил со столичными украинцами: от "Рошен" до "Киевпасстранс".
За час до полуночи 18 марта в четырёхмиллионом Киеве стартовал глобальный эксперимент. Мегаполис обнулился до октября 1960 года, когда ещё не было метрополитена. О планах закрыть подземку на полсотни станций сначала сообщил президент Владимир Зеленский, а конкретику выдал мэр Виталий Кличко. Уложился в минуту и тринадцать секунд: метрополитен до 3 апреля прекращает перевозку пассажиров, но линии подземки будет дублировать наземный транспорт. На это киевляне в комментариях и на мове, и на могучем стали объяснять политику, мол, после таких слов он не городской голова, а кое-что похуже.
Фото дня сделали в киевской ночи корреспонденты "Страна.UA". Они зафиксировали закрытие дверей станции метро "Печерская". Картинка с работником "Київський метрополітен", оклеивающим стекло дверей информационными плакатами с надписью "Зачинено", пошла гулять по лентам новостей, социальным сетям и чатам. Сама подземка попрощалась с клиентками лаконично. На странице в Facebook пресс-служба предприятия опубликовала фотографию последнего пустого состава с пожеланием "До зустрічі 3 квітня!".
С утра столичные сайты — это один сплошной онлайн о том, как разбитый широким Днепром мегаполис переживает свой первый день без метро. Киев, конечно, мучается и клянёт, но с юмором. Чаты наводнили фотографии переполненных трамваев и автобусов, хотя они по новым правилам должны были брать не более 20 человек. На остановках общественного транспорта тоже филиалы Вавилона. Людей в масках практически нет. Исключение - водители и кондукторы:
- В реальності в масках тільки 1-2% пасажирів, маршрутки забиті під завʼязку, тріщать по швам. Маску бачив тільки у кондуктора в трамваї, абсолютно всі водії у всьому транспорті без масок, - это сообщение типично и для районов Киева Оболони, и для Дарницы, и для Троенщины.
Корреспондент 47news связался с "Киевпасстранс", ответственный за все автобусы, трамваи и троллейбусы столицы Украины. На том конце провода собеседница София призналась, что сама два часа прождала автобуса, а в итоге махнула рукой и поехала на такси. Звонки на предприятие поступают один за одним. Особо беспокойные, естественно, спрашивают, почему практически все пассажиры без масок. Им приходится объяснять, что лицо с повязкой — это приоритет, но с трамвайными хамами, что с открытым забралом, они ничего сделать не могут. Ресурса нет.
- Водитель может только замечание сделать, попросить не заходить в салон, сообщить об ограничениях, но люди молча внутрь проходят. Кондуктор их задерживать тоже не имеет права. Руководство говорит, что полиция должна этим заниматься. А если она не контролирует, то мы бессильны, - рассказала 47news София.
47news согласился, что в каждый киевский трамвай полицейского не посадишь. Но она заметила, что половину подвижного пассажирского состава Киева, можно и омилиционерить.
Непосредственно в самом департаменте Национальной полиции Украины были не столь словоохотливы и за информацией о тяжёлом дне отправляли в пресс-службу.
А ситуация на столичных дорогах была ещё та. Уже с утра магистрали Киева на картах Google стали сначала краснеть, а потом буреть. Центр встал. На мосту через Днепр машины битком и плотными рядами. Чтобы въехать на переправу, на которой сегодня не гудят составы, надо погудеть минут на 15 дольше обычного. Онлайн-карта транспорта гудит значками троллейбусов, трамваев и автобусов.
47news открыл телефонный справочник с ключевыми предприятиями Киева и поинтересовался, как народ добирался до работы. Везде не обошлось без опоздавших. Чтобы быть на работе точно в срок, рабочий и менеджерский класс выходил из дома на полтора часа раньше обычного. Например, сотрудница киевской кондитерской фабрики "Рошен" живет в середине знаменитой Троенщины — спальном левобережном районе, который, мифологически, можно считать побратимом нашему Купчино. Тут по-любому сначала либо на маршрутке до "Черниговской" или "Петровской", а затем на метро до "Демиевской".
- Мой рабочий день начинается в девять, а приехала я в половину седьмого. Был вариант, либо с человеком с производства на машине раньше ехать, либо как обычно на общественном транспорте с Троенщины добираться, а это тяжело, даже в мирное время, - рассказала собеседница в "Рошен".
На знаменитом авиационном заводе "Антонова" лаконично назвали ситуацию с транспортом "кошмаром". С авиастроителями оказались солидарны и на Киевском судостроительно-судоремонтом заводе, мягко назвав решение о закрытии метро спорным. И там, и там нашлись опоздавшие. Но, говорят, начальство всё понимает.
На "Дарницком вагоностроительном заводе", который тоже на левом берегу Днепра, также недосчитались рабочих рук, но могло быть хуже, к коллапсу подготовились.
- Если человек был не уверен, что доедет, то шёл и оформлял отпуск. Плюс есть дистанционный режим работы с отчётами в электронном виде. И у нас ведь большая часть сотрудников живет на Дарнице, то есть в том районе, где работает, - рассказали в отделе персонала ДВЗ.
В разговорах с 47news, киевляне признавались, что в борьбе против коронавируса с закрытием подземки власти переборщили. Таких мер нет даже в Европе, а в итоге под землёй пусто, а на подоле густо. Узнав, что корреспондент из Петербурга, советовали Смольному не повторять ошибок Крещатика, 36.
У городов-героев много схожего. КП "Київський метрополітен" и ГУП "Петербургский метрополитен" хоть и прорыты в разных широтах, но, в целом, из одной весовой категории. Киев по пассажиропотоку девятый в Европе (под 500 млн человек в год), Петербург - четвёртый (под 750 млн человек). Обе системы соединяют районы крупнейших городов, разделённых могучими реками. В Киеве три линии и 52 станции, в Петербурге пять линий и 72 станции, из которых одна - в Ленобласти.
Александр Калинин,
47news