Сухогруз "Михаил Дудин" привёз в Петербург "урановые хвосты". 47news выяснил, что скоро как десятый раз за полгода, а пройдёт радиоактивное через юго-запад Петербурга. Возить такое из Германии, как вызывать такси таксисту.  

На подходе к Кронштадту у якорной стоянки напротив посёлка Лебяжье в Финском заливе с утра 26 ноября захода в Большой порт "Санкт-Петербург" ожидает многоцелевой сухогруз "Михаил Дудин". На борту у судна - 80 металлических контейнеров-цистерн с обеднённым гексафторидом урана (ОГФУ). Общий вес - 600 тонн. Груз называют "урановыми хвостами".

Местные экоактивисты встречают корабль файер-шоу на  берегу Невской губы на юго-западе мегаполиса, а также плакатами против возобновления поставок в Россию радиоактивных отходов после десятилетнего перерыва.

Вместе с тем, 47news выяснил, за минувшие полгода "Михаил Дудин" уже в девятый раз заходит в Петербург с "урановыми хвостами".

Согласно сервису фиксации судозаходов в порты России, "Михаил Дудин" начал регулярно наведываться в Петербург с начала июля. Судно обслуживается на терминале АО "Морской порт Санкт-Петербург", который входит в состав транспортно-логистического UCL Holding миллиардера Владимира Лисина. По данным 47news, под выгрузку "Михаил Дудин" вставал у причала № 40, то есть в Барочном бассейне. Сухогруз хоть и работает под флагом Панамы, но владельцем и собственником судна является петербургская компания "Аспол Балтик".

photo_2019-11-26_19-57-03.jpg Список судозхаходов сухогруза "Михаил Дудин" в Санкт-Петербург

photo_2019-11-26_19-57-25.jpg Информация о сухогрузе "Михаил Дудин"

На момент подготовки публикации в "Морском порту Санкт-Петербурга" не ответили на вопросы про работу с "Михаилом Дудиным" и "урановыми хвостами". Зато представители "Аспол Балтик" в беседе с корреспондентом 47news подтвердили, что ОГФУ в Петербург доставляют уже не первый раз по контракту "Росатома".

- Это не большая тайна, но специфика груза такая, что болтать не хочется. Шум политический. И у "зелёных" претензии не к перевозке, а к самому ввозу гексафторила урана в Россию. Но наши заводы умеют его превращать в востребованный материал, который опять  можно продать за границу, - рассказал 47news владелец "Аспол Балтик" Владислав Овсянников.

С точки зрения выгоды для стивидорных компаний при работе с "урановыми хвостами", участники рынка говорят о сверхдоходах. Перевалить такой груз стоит в пять раз дороже чем обычный.

О планах поставить в Россию 12 тысяч тонн ОГФУ с завода Urenco в немецком Гронау стало известно 18 ноября, когда экологи остановили железнодорожный состав, следовавший в порт Амстердам. Общий вес партии те самые 600 тонн. Информация о контракте поступила через "зелёных" депутатов в Бундестаге. В "Росатоме" детали договорёностей не комментируют. Если учесть, что "Михаил Дудин" без лишнего шума уже восемь раз посетил порт Санкт-Петербурга, то более трети контракта уже выполнено.

1280x1024_20191126_tb7rt07oyzdpdgij2tmk.jpg Скриншот с сайта marinetraffic.com

Как рассказал 47news физик-ядерщик и эксперт программы "Безопасность радиоактивных отходов" Андрей Ожаровский, казус заключается в том, что в России "урановые хвосты" называют сырьём, а не отходами. Теоретически в этом обеднённом уране есть 235-й изотоп. Если его долго-долго гонять в центрифуге и израсходовать приличное количество энергии, то его можно обогатить — из 12 тысяч тонн получить 1 тысячу и отправить её обратно в Германию. При этом в России подобного сырья уже есть примерно миллион тонн.

- По официальной версии, мы оказываем услугу, но это смешно. Уран — это немцы. Они высокотехнологичная страна, они во время Второй мировой центрифуги придумали. Urenco — лидер уранообогащения в Европе. А получается, они, как профнепригодные, что ли, везут за тысячи километров, в Россию, обогащать свой уран. Это как таксист решит вызвать себе такси, - заявил 47news Ожаровский.

Есть версия, что возобновление поставок "урановых хвостов" в Россию — следствие Brexit, то есть перспектив выхода Великобритании из Евросоюза. ОГФУ хоть и идут из предприятия в Германии, но сама Urenco  - британская компания. В конце 2022 года в Германии должна закрыться последняя атомная электростанция, но в немецкий закон "Об атомной энергетике" не вошли два предприятия в Гронау и в соседнем Линдене, где из обогащённого урана изготавливают топливо. С Brexit для британских компаний должен закончиться режим благоприятствования в Евросоюзе в целом и в Германии в частности. Возможно, под напором немецких "зелёных" британцы из Urenco и решили активно почистить свои склады.

По словам  Андрея Ожаровского, в утверждённой в 2001 году еще Минатомом концепции обращения с объединённым  гексафторидом урана не с лучшей стороны описывалось отечественное хозяйство для перевозки "хвостов". Большая часть ёмкостей не удовлетворяла современным требованиям транспортировки по железной дороге и была пригодна лишь для перевозок внутри территории предприятий. При этом за 40 лет хранения было несколько сотен случаев самопроизвольного нарушения герметичности ёмкостей. На них находили трещины и свищи в сварных соединениях.

- ОГФУ — радиоактивное вещество, но главная проблема — это его химическая токсичность. Основная опасность может возникнуть при перегрузке контейнеров или, скажем, железнодорожной катастрофе, при пожаре. Ёмкости выдерживают и обычное падение, и погружение в воду, но всегда найдётся непредусмотренный сценарий, дефект в изготовлении.  А в итоге, как и десять лет назад, поезд с "хвостами" должен пойти рядом с жилыми кварталами в Автово, - рассказал о своих опасениях Ожаровский.

Детально проблематику "урановым хвостов" разобрали коллеги с "Фонтанки.ру" в материале "Ядерные отходы" для светлого будущего". Если кратко, то урановые хвосты — это отходы обогащения урана, то есть побочные продукты производства топлива для АЭС. На одну тонну продукта остаётся шесть-восемь тонн отходов. По словам экологических активистов, зона возможного заражения при разгерметизации контейнера — несколько квадратных километров. Радиационная угроза тоже есть, так как уран — альфа-излучатель.

Пик обсуждения вопроса целесообразности поставок в Россию "урановых хвостов" пришёлся на 2008 год. Тогда буквально каждый месяц к причалам "Четвёртой стивидорной компании" (ЧВС) в Угольной гавани подходило нидерландское судно "Шоувенбанк". Эшелоны с грузом из Германии на железнодорожной станции Автово пытались встречать "зелёные". Тогда же опасные составы искали на сортировке у станции Капитолово во Всеволожском районе Ленобласти. На карте петербургского порта уже нет аббревиатуры ЧВС, зато на заборах вдоль дороги в Угольную гавань все ещё можно разглядеть выцветшие надписи-лозунги того протеста. Считается, что именно экоактивисты смогли предотвратить радиоактивный  Drang nach Osten ("Натиск на Восток"). В то время руководитель "Росатома" Сергей Кириенко был готов продлить контракты не только с Urenco, но и  французской Eurodif, но европейцы решили не будить экологическое лихо. В 2009 году поставки "урановых хвостов" в Россию через петербургский порт были приостановлены.

Александр Калинин,
47news

Справка

ОГФУ является побочным продуктом производства топлива для АЭС. Считается, что материал менее радиоактивен, чем природная урановая руда. Однако ОГФУ легко вступает в реакцию с водяным паром, переходит из твёрдого состояния в газообразное при температуре +56 градусов. Плавиковая кислота, которая образуется при этом, крайне токсична и ядовита. Вызывает болезненные ожоги. Обладает мутагенным действием. При попадании на кожу незаметно всасывается. Симптомы отравления проявляются не сразу. При попадании в кровь может вызвать нарушение сердечной деятельности.