С 2022 года россияне смогут контролировать, насколько полно и точно собирает необходимые для назначения пенсий данные ПФР, пишут в четверг "Известия".

Нововведения предусмотрены в рамках суперсервиса "Пенсия онлайн", который должен заработать к 2022 году. Чиновники Минтруда планируют "осуществлять заблаговременную работу с гражданином с момента достижения им возраста 45 лет" с целью "своевременного предоставления актуальной информации о периодах деятельности, имеющихся в распоряжении ПФР", сообщили в министерстве. От трудового стажа и заработка, которые фонд учитывает на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) каждого гражданина, зависит размер его будущей пенсии. Информацию в ПФР подают работодатели.

Если гражданин найдет ошибку в данных, он может "своевременно оповестить ПФР о выявленных неточностях", заметили в Минтруде. В 2022 году женщины будут выходить на пенсию в 57 лет, а мужчины в 62. То есть у россиян будет 12–17 лет на уточнения данных, а по окончании пенсионной реформы — 15–20.

Если в ПФР придет запрос от гражданина, допустим, о том, что в его ИЛС не отражен какой-то из периодов работы, сотрудники фонда проверят информацию и, если она подтвердится, внесут коррективы, пояснили в Минтруде. При этом общаться с будущим пенсионером планируют исключительно онлайн — через портал госуслуг. Правда, в ПФР могут попросить дополнительные документы, и тогда придется идти в отделение фонда. Но "такие случаи будут максимально исключаться", заверили в Минтруде.

Также в рамках вышеупомянутой "заблаговременной работы" россиян с 45 лет хотят привлекать к управлению средствами пенсионных накоплений, сказали в Минтруде. Этот сервис тоже уже существует. Скопленные на будущую пенсию деньги можно инвестировать через страховщика. Клиенты ПФР могут выбрать один из портфелей Внешэкономбанка или частной управляющей компании, у которой есть договор с фондом.

Идея заблаговременно проверять корректность информации о стаже и отчислениях верная, считает профессор кафедры управления персоналом финансового университета при правительстве Александр Сафонов. По его словам, вероятность ошибок достаточно велика. Работодатели передают данные о выплатах сотрудникам сначала в налоговые органы, и лишь потом они поступают ПФР. То есть ошибку может совершить как бухгалтер, так и сотрудники ведомств при передаче данных.

— Могут быть ситуации, когда работодатель не сделал отчисления, и это не проблема гражданина. Нужно предоставить в ПФР данные о том, что вы действительно были заняты, — трудовой договор или справку 2-НДФЛ, которую выдают при увольнении. Дальше с работодателем должен разбираться ПФР, — пояснил Сафонов.

Большинство россиян предпочитают взаимодействовать с ПФР через электронные сервисы уже сейчас, сообщили в пресс-службе фонда. Так, в прошлом году заявление о выплатах подали онлайн 72% граждан. Из 1,6 млн электронных заявлений 1,3 млн удовлетворили без личного обращения. В остальных случаях гражданам приходилось приходить в отделение ПФР — например, чтобы показать оригиналы документов.