Россия возглавила рейтинг банка HSBC по выгодности такси по сравнению с личным автомобилем. Согласно выкладкам банковского анализа, которые приводит "Ъ", если на одометре россиянина-автомобилиста за год набегает меньше 5388 километров, то логичнее ему продать свою машину. Рецепт лидерства — дороговизна автомобилей, помноженная на низкие цены на такси. Плюс тотальная гаджетизация с онлайн-сервисами заказа транспортных услуг. В их сторону, впрочем, уже смотрит запретом Госдума.
На момент подготовки материала в российском подразделении HSBC не смогли ответить 47news, существуют ли данные по популярности такси в Ленинградской области и Санкт-Петербурге, а также почему в исследовании учитывалась стоимость только одной марки автомобиля — Toyota Camry. В мире райд- и каршеринга и всевозможных мессенджеров связь с прессой в банке поддерживают по электронной почте.
Таксисты Ленинградской области оказались доступнее. Об увеличении клиентской базы они не говорят, предпочитая фиксировать некую стабильность на рынке. Владельцев машин, которые поменяли бы свои четыре колеса на арендованные, здесь не помнят.
По словам директора такси "Подпорожье" Дениса Иванова, из одноимённого удаленного райцентра Ленобласти на 17 тысяч жителей к нему в сутки как правило поступает 20 звонков. Основной заказ — по городу, стоимость — 90 рублей.
- У нас один городской автобусный маршрут, по которому проезд стоит 30 рублей. Получается, что троим легче набрать нас и вскладчину добраться куда надо, к тому же мы до адреса довезём, - описал ситуацию в Подпорожье Иванов.
В его парке не только "Рено" и "Хендай", но даже "Лады". В Петербург из Подпорожья ездят редко. До мегаполиса расстояние почти в 300 километров, чтобы их покрыть, надо ориентироваться на 5,5 тысяч рублей.
Дмитрий Липкан руководит в Выборге "Новым такси". На рынке более десяти лет. По его словам, его диспетчерам ежедневно поступает 100 звонков, но все зависит от многих обстоятельств. В последние годы компания испытывает конкуренцию со стороны частников, которые пользуются такси-агрегаторами.
- У меня клиентов стало меньше. Мобильные приложения сжирают заказы. Молодёжь вся на гаджетах, только по ним катается. Другое дело, что на свой страх и риск. У меня лицензия и контроль, и мне всегда можно предъявить. А у них один раз ты нормально проедешь, а на следующий день в лесу окажешься, - заявил 47news выборгский Липкан.
Несмотря на близость с Финляндией, в Евросоюз "Новое такси" не ездит, а так - хоть в Москву: по Выборгу — 120 рублей, до северных окраин Петербурга — 3 тысячи рублей, до аэропорта Пулково и петербургских ж/д вокзалов 3,5 тысячи рублей.
Схожая ситуация и в Луге, где работает компания "Имидж". Её директор Вадим Гукасян рассказал 47news, что больше клиентов у него не стало, однако заметил 500 заказов в сутки.
- Весь пассажиропоток — это утро и вечер. Днём и такси, и автобусы ездят пустые. Это проблема вообще всех маленьких городов, - заявил 47news Гукасян.
Для тех, кто будет брать такси в Лужском районе, следует ориентироваться, что один километр здесь будет стоить 14 рублей.
Единственная компания, где 47news откровенно заявили, что количество клиентов растёт, оказалось такси "Люкс", базирующееся в Сосново и работающее в основном по Приозерскому району Ленинградской области. По словам директора Ярослава Иванова, в день у него до 100 звонков, значительная их часть с одним вопросом: "До "Игоры" довезёте"? Это горнолыжный курорт — ключевая точка для местных таксистов.
- Для нас это как градообразующее предприятие. Там только персонал местный, а остальные все приезжие, их и возим, - рассказал 47news об "Игоре" Иванов.
Выходящий из электрички человек со сноубордом или лыжами, как правило, берёт мотор. При этом существует серьёзная конкуренция со стороны частников, которых особенно много становится летом. Стоимость такси в границах Сосново составляет 100 рублей, а дальше все зависит и от других факторов. Например, доехать до посёлка Пески, что в соседнем Запорожском поселении, стоит дороже, всего — 500 рублей, но это потому, что туда ведёт гравийная дорога, а в "Люксе" помнят о таких статьях расхода, как ремонт и амортизация.
В настоящее время владельцы такси из Ленинградской области за выдачей лицензий обращаются в Гостехнадзор 47региона, но вскоре функции контроля за сферой такси должны перейти к управлению по транспорту. При этом разрешение на деятельность такси, выданное в Ленобласти, действует и на территории Санкт-Петербурга и, соответственно, наоборот.
Как рассказал 47news курирующий в петербургском комитете по транспорту такси заместитель председателя Андрей Велесевич, в настоящее время, говоря о двух соседних субъектах, стоит ориентироваться на цифру в 35 тысяч разрешений: 31 тысяча выдана в Санкт-Петербурге, а еще примерно 4 тысячи - в Ленобласти. Одно разрешение - это одно транспортное средство. У юридического лица таких транспортных средств может быть несколько.
- Если говорить о динамике, то рост мы наблюдали несколько лет назад, сейчас говорить о том, что мы выдаем больше разрешений, не корректно, просто рынок заполнил свою нишу и остановился, - рассказал 47news зампредсдателя петербургского комитета по транспорту Велесевич.
В тотальной пересадке россиян вообще и жителей Ленинградской области, в частности, сомневается и коллега Велесевича из 47 региона - заместитель начальника управления транспорта Ленинградской области Михаил Присяжнюк. По словам чиновника, высчитывать экономику пользования легковым автомобилем и такси исключительно по километражу и стоимости машины в корне не верно. При интенсивном использовании и малых пробегах она будет одна, при редкой езде на большие расстояния совершенно другая. А в своей деятельности владелец компании такси должен учитывать множество составляющих: стоимость бензина, амортизация, страховка, которая у таксистов должна быть не просто ОСАГО, накладные расходы, затраты на тех же агрегаторов, налог на коммерческую деятельность, отчисления в пенсионный фонд и многое другое.
Можно сказать, что такситизация Ленобласти застопорилась и на уровне высших коридоров. Так, в декабре 2017 года Александр Дрозденко объявил о скорой пересадке служащих на такси по принципу Uber. Термин "уберизация" в его устах относился не к конкретному оператору, а к способу заказа автомобилей через онлайн-приложение. На такси на Суворовском, 67 так и не перешли.
Александр Калинин,
47news