Полчаса амбиций почетного консула Непала, полтора года судов, фантастические иски на миллиард, налоговая претензия на сотни миллионов и арест. Вот так повоевал бизнесмен Терентьев. А все было так прочно между друзьями-миллионерами, вплоть до храма.
 
Когда в октябре 2016 года совладелец приличной петербургской гостиницы "Амбассадор", почетный консул Непала Александр Терентьев в сопровождении охраны покидал комнату для переговоров в отеле, он вряд ли ожидал, что через 14 месяцев окажется в изоляции. Тем не менее, 11 января этого года он был задержан в Москве по уголовному делу, возбужденному Следственным комитетом Ленобласти по факту отклонения от уплаты налогов. Речь идет о 293 миллионах рублей, аккуратно уведенных бизнесменом мимо казны, предположительно, в 2014-2015 годах. Кстати, в системе координат Терентьева эта сумма хоть и приятная, но не космическая.

Отметим, в наши дни профильная 199 статья Уголовного кодекса не часто приводит подозреваемых в камеру. Обычно дело ограничивается домашним арестом, да и само преследование прекращается, если подследственный возвращает сумму, к которой возникли претензии правоохранителей, в бюджет. Так что на решение следствия изолировать Терентьева можно взглянуть сбоку.  

Мы не просто так вспомнили про "Амбассадор" в центре Петербурга. В тот день закончилась многолетняя дружба Александра Терентьева и его бизнес-партнера Виктора Прокопцова. И, как принято у деловых людей, началась война. Нас же интересуют ее нетривиальные способы ведения атак. Все же для начала кратко напомним, как Боливар в виде их совместных активов не выдержал двоих.

Терентьев и Прокопцов считались друзьями лет 20. Настолько, что стали крестными детей друг у друга, вместе строили храм на Валааме. Лидером сначала был Терентьев, заложивший основы бизнеса еще в 90-х. Прокопцов моложе бизнемена на 12 лет и пришел к нему как наемный сотрудник. Но себя проявил, а после стал не только директором, но и совладельцем в целом ряде фирм.

Александр Терентьев родился в 1963 году в Ленинграде. Окончил престижную "Макаровку", диплом которой в советские годы открывал командировки в заветные капстраны. Дальше - работа моряком в Эстонском морском пароходстве. Торговый флот ЭМП считался самым передовым в Восточной Европе. Ленинград переименовывается в Петербург, а Терентьев становится аварийным комиссаром в "Ингосстрахе". А после основывает и "Балтийскую экспедиторскую компанию".

Чтобы представить масштаб, выберем как раз зарегистрированную в Приозерске "Балтийскую экспедиторскую компанию" (БЭК) - основной актив Терентьева. Компания поставляет оборудование для нефтегазовой отрасли. Оборот только этого предприятия в последние пять лет лежал в диапазоне от 4,2 миллиарда до 7,9 миллиарда рублей, а официальная чистая прибыль в 2015 превысила 545 миллионов рублей.

Как это бывает, между партнерами накопился негатив, и они решили разбежаться. Так, 26 октября 2016 года в переговорной отеля "Амбассадор" подписи совладельцев на 15 различных договорах, заверенные приглашенным нотариусом, должны были развести их красиво. Вот только Прокопцов свое имущество, согласно договоренности, отписал, а Терентьев взял бумаги и просто ушел, прикрывшись охраной.

Демарш явно не укладывался в координаты Терентьева-предпинимателя. Прежде он заявлял, что в бизнесе ценит порядочность, не терпит фальши. "У меня прекрасные контакты с представителями бизнеса в Непале, с людьми, которые никогда не обманут, которые всегда в срок поставят качественный товар", - рассказывал Терентьев в начале 2016 года после инаугурации в программном интервью журналу "Консул". Инаугурация, конечно, проходила в "Амбассадоре".

После бурной сцены в отеле Прокопцов обратился в полицию и в суд. Забежав вперед, скажем, что в возбуждении уголовного дела в Следкоме Адмиралтейского района Петербурга ему отказали, однако это решение отменила городская прокуратура, вернув материал следствию для повторной проверки в декабре 2017 года. Новое решение заявителю пока не известно. Что же касается судов, то и арбитраж, и апелляция встали на сторону Прокопцова, отменив договоры и вернув права на собственность в исходное положение.

Не бездействовал и Терентьев. Так, с мая по август в арбитраж поступили иски от "БЭК", поданные за подписью действующего тогда руководителя фирмы Олега Викторова. За неисполнение обязательства фирма потребовала с индивидуального предпринимателя Прокопцова и его супруги Ирины в общей сложности 330 миллионов рублей.

Любопытно, что экс-директор "БЭК" Викторов был задержан экономической полицией 21 декабря прошлого года по тому же делу по уходу от налогов, что позже и сам Терентьев. С поста руководителя фирмы он ушел в конце июля, а 30 августа обратился с заявлением в прокуратуру, в котором утверждает - исков от имени фирмы в суд он не подавал, а его подпись подделана. Подчеркнем градус абсурда: 15 января, уже после задержания Терентьева и Викторова, "БЭК" подает к последнему иск на рекордные 840 миллионов рублей, как к директору, причинившему ущерб предприятию.

А тем временем следствие Невского района Петербурга возбудило еще одно уголовное дело по особому мошенничеству. Поводом стал иск о взыскании с Прокопцова 364 миллионов рублей несуществующего долга. Теперь его подал петербуржец с биографией мелкого хулигана, так что, вряд ли идея была его.

"Я не думаю, что дело о налогах и арест Терентьева связаны с его войной с бывшим партнером. Прокопцову это не выгодно, ведь договариваться легче с обеспеченным человеком. Суд вернул стороны на исходные позиции, теперь о разделе бизнеса можно было снова поговорить. Что же касается 293 миллионов налогов, то не исключаю, что это только начало, и пойдут допэпизоды. Так, Терентьев может вообще лишиться активов, а партнером Прокопцова в буквальном смысле станет государство. Сами понимаете, для бизнеса это не в радость", - рассказал журналисту один из знакомых с ситуацией юристов.

Агрессивность следствия можно объяснить, если вспомнить, что сразу после возбуждения налогового дела Терентьев уехал в Европу, где, разумеется, у него есть недвижимость. Обратно он не спешил, а в день ареста прилетел в Москву буквально на несколько часов с обратным билетом на самолет в кармане. Что называется, рискнул.

Правда, есть и конспирологическая версия. В 2015 году "БЭК" вступил в конфликт с петербургским подрядчиком могущественной Роснефти - ЗАО "Нефтехимпроект". Фирма Терентьева безуспешно попыталась отсудить у "Нефтехимпроекта" 180 миллионов рублей за разрыв договора, а вот встречный иск оставил "БЭК" без 244 миллионов необоснованного обогащения. Спор до сих пор находится в кассации и следующее заседание по ней назначено на 13 февраля. Впрочем, нам кажется, что такое предположение родилось исключительно благодаря ореолу одиозности у руководителя Росснефти Игоря Сечина, так показательно сокрушившего экс-министра Улюкаева.

Кстати один совместных активов, за который с остервенением бьются бизнесмены, называется "ТП-Инвест". За двумя заглавными литерами скрываются фамилии партнёров — Терентьева и Прокопцова. Компанию они основывали на паритетных началах. Наверное, думали, что аббревиатура "ТП" станет такой же известной как HP - Хьюлетта и Паккарда, PG - Проктора и Гэмбла или JJ — братьев Джонсонов. А, в итоге, склоки и, как крестьяне говорят, - лука мешок.

Артем Шалякин,
Александр Калинин,
47news