НАВСТРЕЧУ ОКТЯБРЮ: Революция свершилась из-за пули в монтера Серегу
репродукция картины В. Маковского "Вечеринка", (с) wikimedia.org
100-летие Великой Октябрьской – дата нам близкая. Те, кому сегодня за 35, – сформированы советской властью. И это, так или иначе, аукается тем, кто помладше.

47news продолжает сериал о песнях, что помогали жить и работать, любить и выживать нашим коммунистическим предкам. Сегодня наш рассказ о сером домике.

В сером домике было тихо,

в сером доме никто и не знал,

что здесь в комнатке у портнихи

комитет бунтарей заседал...
Система персонажей песни «В сером домике» – жильцов и посетителей того самого домика – весьма своеобразна, а сам сюжет зело причудлив. Тут, что называется, без стакана не разобраться.

По первым двум куплетам диспозиция ещё худо-бедно понятна: на описываемой жилплощади одновременно проживают «старенький и важный седовласый генерал» и «сердитая старуха». Приходится ли эта старуха родственницей генералу, или то совершенно посторонняя ему женщина – загадка. Однако, несмотря на лишь однократное упоминание, старуха в сюжете исключительно важна. Так как именно у нее живёт скучающая и страдающая от тишины «портниха». От лица последней и ведется повествование.

С третьего куплета начинаются подлинные чудеса. Оказывается, у генерала есть ещё несколько интересных соседей по дому. Например, некий таинственный «рабочий». Настолько таинственный, что упоминается лишь однажды и при дальнейшем развитии событий бесследно исчезает). Плюс – главный мужской песенный персонаж «монтёр Сергей». Далее выясняется, что, несмотря на заверения портнихи в зачине, на деле не так уж сильно она и скучала. Ведь по ночам в её комнате регулярно заседает «комитет бунтарей».

Дальше-больше. События приобретают трагический оттенок, когда в одну из ночей к заседающим заваливается «барин» с револьвером системы «наган». Причем приходит откуда-то «из-за тумана», и зачем его впустили в дом, совершенно непонятно. По итогам сего ночного визита монтёр Сергей получает огнестрельное ранение. Именно вследствие револьверного выстрела «барина» (залп «Авроры», получается, не в счёт?), сразу после экстренного «схода за амбаром» , в стране начинаются Революция и Гражданская война.

Ну да не будем утомлять читателя дальнейшим пересказом.

Послушайте песню в замечательном исполнении современной петербургской певицы Юлии Асоргиной и попробуйте сами разобраться в странностях сюжетных перипетий авторства поэта Льва Осенина...
«В сером домике» (муз. – В. Кручинин, текст – Л. Осенин). Современное решение по оригинальным нотам. Вокал – Юлия Асоргина, баян – Андрей Фомин (СПб); запись для альбома «Из кумача и стали» (ТО Красный Матрос, 2017)
***
« – ...Но деньги! — застонали васюкинцы. — Им же всем деньги нужно платить! Много тысяч денег! Где же их взять?

— Все учтено могучим ураганом! — сказал О. Бендер. — Деньги дадут сборы!»
Данный речевой оборот родился в мозгу сына турецкоподданого совсем не случайно.

Действие романа Ильфа и Петрова происходит в 1927 году, когда у населения молодой советской республики, перекормленного революционными гимнами, продолжали пользоваться бешеной популярностью легкомысленные цыганские романсы.

В частности, перефразированный Бендером романс «Под бубна звон»:

(с) из архива автора
Всё сметено могучим ураганом,

И нам теперь осталось кочевать,

Махнём, мой друг, в шатры с тобой, к цыганам –

Там не умеют долго горевать!
Эти строчки сочинил Лев Осенин. Равно как и текст песни «В сером домике». Такой вот всеохватный был поэт — люблю лирическое, но могу и героическое.

«Осенин» – творческий псевдоним уроженца Западной Украины Оскара Львовича Лура. Родившийся в 1889 году Оскар Лур (одногодок Александра Вертинского, Николая Асеева и Анны Ахматовой) формально относится к поколению поэтов Серебряного века. Но здесь ключевое слово – формально, ибо дошедшее до наших дней поэтическое наследие товарища Осенина, мягко говоря, уступает в таланте творениям его знаменитых ровесников.

Впрочем, как говаривал один из собеседников всё того же Бендера, – «кому и кобыла невеста». Далёкие от поэтического совершенства, бесхитростные, но понятные народу и легко ложащиеся на музыку стихи Осенина находили своих слушателей. Равно как талантливых композиторов и исполнителей. Песни на стихи Осенина писали Самуил Покрасс, Яков Фельдман, Борис Прозоровский; пели Пётр Лещенко, Юрий Морфесси, Алла Баянова, Вадим Козин.
В ту пору одним из постоянных соавторов Оскара Львовича был композитор, автор мега-популярного шлягера «Кирпичики» Валентин Кручинин. Их творческий тандем явил на свет немало некогда популярных романсов: «Не надо сожалений», «Как жёлтый лист», «Всё прекрасно», «Две отметки»... Помимо «старорежимного» жанра романса, соавторы активно осваивали актуальное для Советской власти пропагандистское песенное направление, частенько обозначавшееся в тогдашних нотных изданиях как «песни нового быта». Ярким примером такой песни и является их совместное творение – песня «В сером домике».

Кручинин Валентин Яковлевич
wicimedia
***
Песня «В сером домике» имеет адресное посвящение: «Славному краснознаменцу Льву Гордону». В отличие от «монтёра Сергея», Лев Михайлович Гордон – личность вполне реальная, оставившая след в истории Гражданской войны и борьбы с басмачеством в Средней Азии.
Нам пока не удалось найти достоверных сведений о жизни Льва Гордона до 1917 года (на момент Октябрьской революции ему было 25 лет). Но, может статься, что его первая дореволюционная профессия совпадала с профессией героя песни. Во всяком случае тот факт, что Лев Михайлович обладал техническими навыками, очевиден. Ибо в Красной Армии он сначала служил в инженерном полку, затем был комиссаром военно-полевого строительства, а уже в мирное время, в начале 1930-х, занимал должность помощника начальника строительства первой очереди Московского метрополитена.

Гордон Лев Михайлович
(с) wikipedia.org
Термин «краснознаменец», фигурирующий в авторском посвящении, расшифровывается как «кавалер ордена Красного Знамени». Этой высокой награды Гордон был удостоен дважды - в 1921 и 1925 годах...

Лев Михайлович Гордон умер незадолго до войны, в 1939 году. А вот жизненный путь Оскара Львовича оказался значительно длиннее. В начале 1930-х Осенин, подобно Бендеру, сделал почти удавшуюся попытку эмигрировать из СССР. Почти – в том смысле, что эмигрировал он в столицу Латвии – Ригу. Но вскоре Латвия стала частью СССР, и Осенин автоматически снова сделался советским гражданином. После чего новых попыток к эмиграции не предпринимал. Так и жил себе, потихонечку, в Риге. Там же в глубокой старости и скончался. Ажно в 1978 году.
автор текста:
Игорь Шушарин
Юрий Волчанский


Также читайте статьи проекта: