Не пустили французского режиссера в заброшенное здание, где во время войны квартировало гестапо. Там еще недавно трудились полицейские, но они не хотят быть на YouTube хуже фашистов. Да и режим с политической изнанкой для иностранцев Москва отменять не собирается.
Режиссера Жана-Луи Сонзони, мэра французского города Тиль Анни Сильвестри, президента французской ассоциации ветеранов авиаполка "Нормандия — Неман", историка Рене Барки, оператора и сопровождающих с российской стороны 30 июня не пустили в бывшее здание полиции Лужского района Ленинградской области, что стоит лет сто в переулке Связи города Луги. Правоохранители съехали оттуда пять лет назад. Двухэтажная постройка с зарешеченными окнами заброшена, но до сих пор болтается на балансе полицейского Главка. По формулярам все строго: ведь это режимный объект.
Интерес французских киношников к скромному дому объяснил для 47news Рене Барки.
"Во время войны здесь располагалось гестапо. Жан-Луи снимает фильм о девушках из женского партизанского отряда "Родина", воевавшего на территории оккупированной Франции. Отряд состоял из сбежавших из концлагеря под Тилем. Одна из девушек, Галя Демьянова, попала во Францию из Луги. Она была связной 11-й Волховской партизанской бригады, но ее предали. Перед этапом нацисты пытали ее в подвале вот этого самого здания в Луге. Она никого не выдала", - рассказал Рене.
Галина Демьянова. Фото из семейного архива
Для любопытных расскажем, что нацистская Германия пыталась наладить в городских шахтах города Тиль производство ракет, построив неподалеку концлагерь Эрувиль. Зимой 44-го в Тиль этапировали очередную группу военнопленных, в основном советских подпольщиков. А 8 мая был устроен побег. 37 девушек примкнули к партизанам и создали свой отряд – "Родина". Это было единственное женское подразделение французского Сопротивления. Отряд состоял из русских, белорусок, украинок, евреек. Последняя из "Родины", Александра Парамонова, умерла в 2014 году. Галина Демьянова скончалась в 2003-м.
Что касается здания в переулке Связи в Луге, то до революции там была тюрьма, а после осела советская милиция. Где и квартировала с перерывом на оккупацию до наших дней уже в качестве полиции.
По словам россиян, сопровождавших французов, в местной полиции отказались пускать съемочную группу в свое бывшее здание, сославшись на отсутствие разрешения. "Мне из Главка команды не было. А сам я такое решение принять не могу. Это здание принадлежит полиции и первому встречному туда вход заказан", - объяснил на пальцах замначальника Лужского ОМВД полковник Борис Райогородский.
В ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти расширили информацию до степени суровости: "Разрешение на посещение объектов полиции для журналистов должно быть согласовано с Москвой. Тем более иностранных. Это регламент и от него не уйти. Если начальник в районе просто откроет двери это можно будет квалифицировать как должностное преступление".
Мобильный телефон начальника управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России Ирины Волк был выключен. А вопрос к ней у нас был процедурный: насколько регламент позволяет ускорить получение разрешения для иностранных журналистов на работу в стенах полиции. Повод-то значимый.
Дочь партизанки Гали Демьяновой Галина Ярославская рассказала 47news, что съемочная группа вернется в Лугу через полгода в расширенном составе. "Мы и не знали, что все так серьезно", - удивилась Ярославская, выслушав наш короткий пересказ процедуры получения разрешения на посещение полиции с камерой. А сын партизанки Александр Богданов, сопровождавший французов в Луге, отметил детали. "Жан-Луи улетает завтра утром. Но он все-таки снял здание снаружи. Сейчас съемки на этапе поиска финансирования. Рабочий материал будет показан продюсерам на французском телевидении. Там в таких документальных картинах заинтересованы".
Слева направо: Александр Богданов, Галина Ярославская, Рене Барки
Лужский замначальника полиции Борис Райгородский вышесказанного не слышал, но чутье полковника не подвело. Он объяснил геополитическую изнанку заграждающих мер:
"Вот вы представьте. У нас там в помещениях такой бардак, что не приведи господь. Заброшено же все несколько лет. Французы снимут это безобразие. А потом в ютубе появятся ролик и бегущая строка следующего содержания: "в русской полиции хуже чем в гестапо".
Виктор Смирнов,
47news