Проект Закона о пригородных зонах Петербурга  отложен в долгий ящик. Его автор – сенатор Виталий Мутко - отозвал свои предложения из Госдумы. Областные власти, тем временем, назвали документ неконституционным. Теперь двум соседям - Петербургу и Ленобласти - придется договариваться. Областные власти рассчитывают, что последнее слово окажется за ними.


Напомним, несколько месяцев назад Смольный разработал проект закона о пригородной зоне вокруг Петербурга. Фактическое авторство принадлежит ведомству вице-губернатора Александра Полукеева. Сенатор Виталий Мутко от своего имени только внес его на рассмотрение нижней палаты российского парламента. Документ предусматривает особый режим  землепользования, градостроительной и природоохранной деятельности в радиусе около 50 км от границ города. На территориальную целостность области закон не покушался, но, по сути дела, накладывал вето на самостоятельное распоряжение областными властями огромной частью своих территорий.


Идея, которая обосновывает появление проекта, вполне невинна: в проекте закона она названа санитарно-гигиенической. Пригородная зона вокруг Петербурга призвана минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, не лишать разрастающийся мегаполис его «легких» и ограничить бурную хозяйственную деятельность областных властей.


Законопроект подробно описывал границы пригородной зоны. Чтобы зримо представить их себе, можно мысленно циркулем описать вокруг города окружность, "расставив» ножки на ширину около 50 километров. На севере зона включает в себя Васкеловский, Токсовский, Всеволожский парклесхозы, на юге охватывает часть Гатчинского и Ломоносовского района, Кировский район.


По замыслу разработчиков из горадминистрации, на этой территории областные власти не смогут размещать промышленные производства, любые виды отходов, вести вырубку лесов, разработку месторождений полезных ископаемых, промышленную заготовку цветов, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, охоту, сенокошение и даже мыть машины. Однако при этом Петербург оставляет за собой право размещать в пригородной зоне «сооружения, необходимые для функционирования Санкт-Петербурга», например инженерную инфраструктуру.


Между тем, именно в этой зоне областные власти планируют разместить пять особых промышленных зон и привлечь инвесторов налоговыми льготами.  


Реакция областных властей была категоричной. Губернатор Валерий Сердюков заявил, что регион «будет строить там, где сочтет необходимым» и пообещал сделать все, чтобы закон в том виде, который предлагает Смольный не был принят. В качестве дополнительного аргумента областные власти вооружились заключением своего юридического комитета. Как пишет «Коммерсант», в заключении экспертов областного юркомитета сказано, что все статьи проекта закона (за исключением первой и восьмой, которые дублируют федеральный закон) противоречат действующему законодательству. Но главное, что смущает областных юристов, - это «явное несоответствие законопроекта букве и духу Конституции Российской Федерации и Федеративному договору». «Положения законопроекта позволяют распространить действие правовых актов органов госвласти Санкт-Петербурга на территорию Ленобласти», - написано в заключении. Кроме того, в отзыве указано, что власти города   разработали свой проект закона "тайно", хотя он затрагивает интересы жителей области. «Инициирование одним субъектом РФ законопроекта, затрагивающего коренные интересы другого субъекта РФ, без какого-либо согласования и обсуждения с заинтересованным субъектом РФ создает прецедент, угрожающий стабильности федеративных отношений, являющихся конституционной основой федеративного государства», - заключают эксперты.


«Законопроект о пригородной зоне Санкт-Петербурга составлен городом в одностороннем порядке и потому не имеет правовых оснований для принятия», – заявил заместитель председателя областного Комитета по архитектуре и градостроительству Евгений Домрачеев, признавший конфликт интересов двух субъектов федерации.


Проблемой является и определение территории зеленой зоны Санкт-Петербурга. Новая зеленая зона еще не разработана на основе современных правовых норм, а старая простирается от города до границы с Финляндией и тем самым препятствует развитию Ленинградской области. Это происходит потому, что в ее границах по закону «запрещена хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду».


Видимо поняв, что принять закон о пригородной зоне в том виде в настоящее время – дело гиблое, сенатор Мутко попытался «сдать назад» и даже направил областным депутатам телеграмму, в которой открестился от его авторства. Виталий Мутко просил этой телеграммой, поступившей на имя председателя областного парламента,  отозвать январское обращение депутатов региона к парламентариям Санкт-Петербурга, Госдумы и Совета Федерации, в котором содержался протест против создания 50-километровой зоны. Сенатор мотивировал свою просьбу «отсутствием указанного проекта федерального закона».


Однако, выступая на заседании Законодательного собрания, депутат Виталий Климов заявил, что областной парламент не станет отзывать обращение, поскольку законопроект был передан властям региона правительством Санкт-Петербурга. Хотя этот документ и не был официально внесен в Госдуму, он широко обсуждался в кулуарах Думы и Совета Федерации. Теперь правительство Ленинградской области намерено само определить границы пригородных зон своего стремительно развивающегося соседа. Правда, в аппарате вице-губернатора Смольного сообщили, что в настоящее время идет процесс согласования границ этой зоны.


Офисы двух правительственных резиденций — городской и областной - находятся нескольких сотнях метров друг от друга – только площадь перейди. Но что-то никак не вспомнить, когда в последний раз власти двух субъектов серьезно обсуждали совместные планы развития пригородных территорий. Похоже, у двух соседей появится возможность начать эту работу.



Алексей Яушев, корреспондент 47News