Петербургу уже давно тесно в собственных границах. Динамика и планы развития северной столицы таковы, что уже очень скоро проблема территориального расширения мегаполиса встанет в полный рост. Пока же власти Петербурга озабочены тем, чтобы экономические и хозяйственные интересы его соседа — Ленинградской области — не привели к тому, что вскоре о любом развитии можно будет забыть. А все земли вокруг Петербурга будут застроены без учета жизненно важных интересов города. Все это стало лейтмотивом появления проекта федерального закона «О пригородной зоне Петербурга».


Проект предстоит рассматривать Государственной Думе нового созыва. Однако свое негативное отношение к нему уже высказали власти Ленинградской области. Правда, полемика пока идет в кулуарах.


Ни пяди родной земли


Проект закона «О пригородной зоне Петербурга» разработан администрацией Петербурга, в ведомстве вице-губернатора Полукеева, и устанавливает границы и правовой режим пригородной зоны города. На территориальную целостность области закон не покушается, но по сути дела накладывает вето на самостоятельное распоряжение областными властями огромной частью своих территорий.


Идея, которая обосновывает появление проекта, вполне невинна. В проекте закона она названа санитарно-гигиенической. Пригородная зона вокруг Петербурга призвана минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, не лишать разрастающийся мегаполис его «легких» и ограничить бурную хозяйственную деятельность областных властей.


Законопроект подробно описывает границы пригородной зоны. Чтобы зримо представить их себе, можно мысленно циркулем описать вокруг города окружность, «расставив» ножки на ширину около 50 километров. На севере зона включает в себя Васкеловский, Токсовский, Всеволожский парклесхозы, на юге охватывает часть Гатчинского и Ломоносовского района, Кировский район.


В пригородной зоне выделяются территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха, резервные земли для развития Санкт-Петербурга и зеленые зоны.


В границах зеленых зон, например, запрещены сплошные рубки деревьев, размещение промышленных предприятий и объектов, создание свалок, разработка карьеров, охота... В общем, все, что власти Петербурга сочтут вредным для окружающей среды.


Сельскохозяйственные земли предназначены, как следует из названия, для сельхозработ, создания лесных насаждений и научных целей.


Земли для отдыха, в свою очередь, можно использовать только для строительства объектов спорта туризма и, соответственно, отдыха.


Есть еще и резервные земли, применение которым власти мегаполиса будут выбирать, исходя из совместных с областью интересов .


По сути дела, после принятия этого закона, область не сможет на этих территориях сделать ни шага без совета с соседями.


Сам проект закона никто особо не афиширует, однако, в областном правительстве о нем уже осведомлены. Вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас недавно даже публично высказывался в отношении этого проекта. И высказывался крайне резко.


«Власти Ленинградской области приложат все усилия, чтобы законопроект о "пригородной зоне" Санкт-Петербурга не был принят», -заявил он на конференции "Управление рисками и страхование инвестиционно-строительных проектов". По его словам, этот документ в том виде, в каком он внесен администрацией Санкт-Петербурга в Государственную думу РФ, для области неприемлем, поскольку подразумевает включение в так называемую зеленую зону, где будет запрещено капитальное строительство, половины Всеволожского района и Кировский район вместе с Кировском.


При этом вице-губернатор подчеркнул, что проблему антропологического давления на окружающую среду решать действительно нужно, но не расширением зеленой зоны Петербурга на столь обширные территории.

Понять вице-губернатора, ответственного за инвестиции, нетрудно. Однако есть ощущение, что и сам господин Двас в немалой степени ответственен за то, что такой документ появился.


Пикник на областной обочине


Офисы двух правительственных резиденций — городской и областной - находятся в полукилометре один от другого – только площадь перейди. Но что-то никак не вспомнить, когда в последний раз власти двух субъектов по-взрослому обсуждали совместные планы развития пригородных территорий. У области попросту нет согласованных с городом программ инвестиционной деятельности на этих территориях. Отсутствуют зоны, выделенные властями для перспективного промышленного развития, дачного и коттеджного строительства, рекреационные территории, зоны спортивного развития и туризма. Не сформированы «точки роста», определяющие основные направления инвестиционной активности. Специалисты уже давно говорят о некой хаотичности, которая сопровождает едва ли не все инвестиционные процессы в области. Какие инвестиции нужны , сколько их нужно, в какие секторы промышленности их нужно направлять? Нужно ли строить ли новый автомобильный завод или лучше переманить «под крыло» области перспективное питерское предприятие ? Ясной картины сейчас нет.


Не особенно вдохновляют ведомство Дваса и деньги, которые готовы тратить в области жители Питера. Развивать дорожную сеть, хотя бы в пределах той же 50-километровой зоны, никому и в голову не приходит. Качество покрытия на основных магистралях, ведущих из Петербурга в область, - очевидный сигнал горожанам: вас здесь не ждут. Дорожная инфраструктура убога настолько, что навевает воспоминания о самых застойных временах. Причем не ждут не только садоводов и дачников, но и перспективных инвесторов, которым промышленная и транспортная инфраструктура едва ли не важнее налоговых льгот. Если город собирается протянуть Софийскую улицу до самого Колпина , «посадив» на эту магистраль строящиеся автомобильные заводы, то область скорее готова отправить инвестора на 101 км.


Почему-то кажется: не будь областные чиновники так верны своему «квасному» патриотизму, будь они хоть немного поприветливее к населению мегаполиса и к стремящемуся в регион бизнесу, не потребовался бы не только закон о пригородных зонах, но и пресловутая тема объединения двух субъектов федерации не возникала бы время от времени на повестке дня.


Андрей Молчанов,

обозреватель «МК в Питере»,

специально для 47News