Дьякону Андрею Кураеву было отказано в частном посещении всеволожского «Форда». А он обиделся. Не из-за того, что не пустили, - из-за причины отказа: на автозавод его попросили прийти в мирской одежде. И тогда известный профессор богословия усмотрел в этом культурную угрозу, цензуру во имя политкорректности и даже дискриминацию верующих. О чем и жаждет рассказать на созванной пресс-конференции.


Далекие от религии читатели «47News» должны были не раз читать новости, в которых имя Андрея Кураева звучало отнюдь не в смиренных интонациях православия, - его громкие заявления касались многого: и романа Булгакова (после появления фильма Бортко), и необходимости науки «теология» в структуре Академии Наук РФ, и запрета празднования Дня Святого Валентина в России... В спорах с ним сшибались лбы умнейших современников — от Гинзбурга до Алферова.


Так вот, известный российский теолог в «гражданке» явиться на автозавод под Петербургом не пожелал. Но в связи с отказом захотел публично заявить о грозящей обществу культурной угрозе, цензуре во имя политкорректности и даже дискриминации верующих. Судя по всему, «представители империализма» в лице руководства компании должны увидеть «кузькину мать», - уже 31 октября представителей СМИ Петербурга приглашают на пресс-конференцию. Но хочется заметить - после разговора с Кураевым у корреспондента «47News» сложилось впечатление, что произошедшее - продуманная акция православного.


Пустить или не пустить Андрея Кураева на «Форд» решали около месяца:


- Объяснили так, что коллектив завода многонациональный, соответственно, нельзя, чтобы я там появился в рясе, вдруг это кого-то оскорбит. Очень странная формулировка, Петербург – это тоже многонациональный город - что же, и на улице надо ходить в джинсах? А вдруг это тоже кого-то оскорбит? Если бы я был одет, например, в сари индусское, наверное, меня бы не заставили переодеваться. Если бы я был туристом из Средней Азии или из Саудовской Аравии, меня бы тоже не заставили переодеваться. Я также помню, что мне доводилось быть на экскурсии на заводе в Германии, и там никого не шокировала моя одежда, и никто не выдвигал таких условий.


Андрей Кураев заверил корреспондента «47News», что возможность посещения «Форда» обсуждалась несколько недель, связывались с Москвой, затем через московское представительство с общеевропейским центром в Германии.


- То есть это означает, что для них это серьезная проблема, и я это воспринимаю как форму цензуры XXI века, цензуру во имя политкорректности, которая оказывается оскорбительной. Я там не собирался совершать никакие обряды и проповедовать, это был мальчишеский интерес, - заявил корреспонденту «47News» священнослужитель.


- «Форд» крупная корпорация, - считает Андрей Кураев, - и возникает вопрос о том, что они хотят видеть планету стерильно очищенной от всяких религиозных традиций. По мнению дьякона, «корпорация с такой идеологией может восприниматься как некая культурная угроза».


- Плюс к этому, я хочу обратить внимание на профессиональную некомпетентность их менеджеров по пиару, то есть, они настолько не в курсе культурной ситуации, что медийному лицу отказали в посещении. То есть, они не подумали, что оскорблюсь я, какие у меня есть возможности выхода на масс-медиа и что будет с имиджем их компании, если оскорблюсь я, - заявил священнослужитель.


Ответ PR-службы «Форда» не нуждается в комментариях:


- Представители Андрея Кураева обратились в компанию «Форд» с неофициальной просьбой о частном визите диакона на завод в экскурсионных целях. Администрация завода согласилась оказать гостеприимство и пригласила Андрея Кураева посетить завод. Поскольку визит предполагался частный, то администрация попросила дьякона не надевать облачения священнослужителя. В компании «Форд» работают люди различных конфессий и появление на заводе священнослужителя в церковном облачении могло бы быть расценено сотрудниками как явное предпочтение одной религии другим. Компания «Форд» с уважением относится к свободе вероисповедания всех сотрудников и во избежание неправильного толкования визита мы просили дьякона в рамках его частной экскурсии не надевать официального церковного облачения. К сожалению, дьякон Андрей Кураев предпочел отменить визит.


СПРАВКА:

Андрей Кураев родился в 1963 году в семье преподавателя научного атеизма и редактора Политиздата. Обучаясь на кафедре научного атеизма философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, в 1982 году принял крещение. В 1986 году ушел из аспирантуры и поступил в Московскую духовную семинарию, через два года в светской прессе появились его первые полемические публикации. В 1989-1990 годах обучался на богословском факультете Бухарестского университета, был рукоположен в сан диакона Патриархом Румынским Феоктистом. В начале 90-х работал референтом Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, одновременно организовал группу церковной журналистики на журфаке МГУ и богословско-философский факультет Российского православного университета. С 1996 года – профессор, заведует кафедрой основного богословия и апологетики Свято-Тихоновского православного университета и работает на кафедре религиоведения МГУ.

Диакон (слово греческое, значащее: служитель) - называется так потому, что обязанность диакона служить при таинствах. Диаконство - низшая степень священства, учрежденная еще в апостольские времена. Первоначально должность диакона состояла в служении при трапезе, в попечении о содержании бедных и больных; а потом они служили и при совершении таинств, при отправлении общественного богослужения.

В древней Руси диаки, по самой своей должности люди грамотные, соединяли с своим церковным званием обязанности писарей; потом диаками начали называть вообще писарей и приказных чиновников. С 1868 года, когда церковнослужители перестали составлять часть духовного сословия, место диаков заступили псаломщики; права прежнего духовного состояния сохранены были только за теми диаками, которые служили при церквах до 1868 года.


Мария Цыганкова