В конце августа союз строительных компаний Петербурга и Ленинградской области «СоюзПетроСтрой» распространил открытое письмо на имя министра природных ресурсов и промышленности республики Карелия. Копии этого письма за подписью вице-президента «СоюзПетроСтроя» Льва Каплана были направлены вице-премьеру РФ Дмитрию Медведеву, главе РК Сергею Катанандову и полномочному представителю президента РФ в СЗФО Игорю Клебанову. В своем обращении представители строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области выразили обеспокоенность «неблагоприятной ситуацией, сложившейся в отношении отечественных горнодобывающих и горноперерабатывающих предприятий в Республике Карелия».


В среду, 12 сентября, представители инициативной группы «В защиту ООПТ «Озеро Ястребиное» и экологического движения «Зеленая Волна» выступили с ответным заявлением. Как стало известно корреспонденту «47News», в обращении экологов к строителям, в частности, говорится: «Мы вынуждены обратить внимание на то, что авторы указанного письма, обвиняя экологов в спекуляциях, сами допускают довольно вольную трактовку фактов. Более того, сам документ содержит ряд очевидных противоречий. Все это позволяет предположить, что его авторы не дали себе труда подробно ознакомиться с историей вопроса, в том числе с требованиями и обращениями общественности и экологов, официальными заявлениями руководства РК и т.п. Или же речь идет о сознательной попытке манипулирования фактами.

Поскольку письмо было отправлено за подписью вице-президента «СоюзПетроСтроя» Льва Каплана, хотелось бы спросить знал господин Каплан, подписывая данный документ, о целом ряде значимых аспектов проблемы?

Так, в письме говорится, что «участию крупных строительных и горнодобывающих компаний в создании современных производств на территории Карелии препятствует введение в последнее время необоснованных ограничений и запретов на развитие данной отрасли».

При этом почему-то оставлен без внимания тот факт, что только на достаточно ограниченной территории в южной части Лахденпохского района Карелии в начале 2007 года было выдано 30 лицензий на разработку щебеночных карьеров.  Что сопоставимо с количеством действующих на данный момент производств на территории республики  в целом (45 карьеров в Карелии всего). В результате территория, примыкающая непосредственно к побережью Ладожского озера и уникальному природному комплексу Ладожских шхер, границе памятника природы ООПТ «Озеро Ястребиное» и т.п., по планам должна была превратиться в огромную промышленную зону. По мнению целого ряда экспертов в области геологии и природоохраны, такая высокая концентрация вредных производств требует, как минимум, комплексной оценки их общего воздействия на окружающую среду.

Суммарное воздействие всех добывающих предприятий, с учетом проектируемых перерабатывающих мощностей, логистической инфраструктуры и т.п., может на несколько порядков превысить показатели по отдельно взятому карьеру. Более того, особенности геологии и гидрологии территории позволяют с высокой долей вероятности прогнозировать негативные последствия от деятельности карьеров для уникальных природных комплексов: «Ладожские шхеры» и «Озеро Ястребиное» и в целом для бассейна Ладожского озера.

В этом контексте «необдуманной и неоправданной» представляется как раз масштабная промышленная экспансия предприятий горнодобывающего комплекса, осуществляемая без учета мнения местного населения, последствий для окружающей среды и в отсутствии планов территориального развития района и комплексной стратегии развития горнодобывающего комплекса. Притом что на уровне руководства республики Карелия после многочисленных обращений общественности была признана необходимость более взвешенного и системного подхода к размещению добывающих предприятий на территории Приладожья.

Отрадно, что представители строительного комплекса согласны с тем, что «уникальная природа Карелии является национальным достоянием и нуждается в защите, объемы и параметры которой определяются федеральным и региональным природоохранным законодательством». Правда при этом, опасения экологов и общественности в связи с планами по разработке карьеров охарактеризованы как «массированная спекуляция на тему "нарушения экологического баланса при добыче камня"», поскольку «на сегодняшний день основной вред экологии региона приносят компании, работающие в сфере деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности».

Следует отметить, что если все существующие планы по развитию горнодобывающих предприятий на этой территории будут реализованы, наносимый природе ущерб от их деятельности  уже в скором времени будет сопоставимым с ущербом от предприятий лесозаготовительного комплекса. При этом общественные и экологические организации с самого начала выступали не против отдельных проектов или развития горнодобывающей отрасли в целом, а за сохранение уникальных природных комплексов Северного Приладожья.

Что касается отзыва лицензий на разработку недр, то по информации министерства природных ресурсов и промышленности Карелии, целый ряд лицензий, в т.ч. в районе озера Ястребиного, был отозван по результатам деятельности специальной рабочей группы министерства. Эта группа была создана после ареста в Санкт-Петербурге в июне этого года заместителя министра промышленности Карелии Валерия Панова, которому выдвинуто обвинение в получение взятки в размере 46 млн. рублей. (По сообщению следственных органов взятка за выдачу лицензии на разработку недр был получена чиновником от неназванной петербургской кампании).

Примечательно, что на прошедших в июне-августе 2007 года практически во всех населенных пунктах Лахденпохского района общественных и публичных слушаниях местные жители единодушно высказались категорически против строительства карьеров. Почему же, претендуя на роль социально ответственного бизнеса, о чем свидетельствует аппеляция в письме к национальному проекту «Доступное жилье», эти компании не считают необходимым распространять свою социальную ответственность на место своей непосредственной деятельности?

В завершении письма «СоюзПетроСтроя» содержится просьба к руководству Карелии совместно с местными органами власти подготовить подробный план размещения предприятий стройиндустрии в регионе, особое внимание уделяя сбалансированности развития промышленности, туризма, социальной инфраструктуры и природоохранным мероприятиям. Хочется спросить, почему эти вполне разумные предложения со стороны бизнеса прозвучали только сейчас, а не год-полгода назад, когда предприятие получали лицензии на добычу? В то же время, обвиняемые в спекуляциях общественные и экологические организации с самого начала указывали на необходимость комплексного решения проблемы и разработки планов устойчивого социально-экономического развития территории, с учетом интересов местного населения и необходимости сохранения ее природно-рекреационного потенциала.

Складывается впечатление, что авторы письма «СоюзПетроСтороя» превратно толкуют понятие «сбалансированного развития» - ведь оно возможно только при соблюдении баланса интересов всех заинтересованных сторон, а не только интересов горнодобывающего комплекса. Попытка же переложить всю ответственность на плечи экологов и полное игнорирование позиции местных жителей едва ли будут способствовать достижению подобного баланса».