Какие документы необходимы, чтобы оформить в собственность земельный участок или загородный дом? Куда идти и с чего начинать? С такими вопросами нередко раздаются звонки в пресс-центре правительства Ленинградской области, в областном комитете по управлению государственным имуществом и в других организациях, связанных с вопросами управления землей. Чтобы помочь гражданам ориентироваться Леноблкомимущество совместно с Управлениями Роснедвижимости и Росрегистрации подготовили список документов, необходимых для оформления права собственности.


В прошлый раз мы рассказывали, что нужно для оформления земельного участка, полученного до введения в действие Земельного кодекса. А теперь посмотрим, какие документы необходимы, чтобы оформить право собственности на сам дачный домик, построенный или строящийся на этом земельном участке.


В первую очередь вам понадобится декларация об объекте недвижимого имущества. Она заполняется заявителем лично по установленной форме утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 15 августа 2006 г. №232. Получить ее можно в районных БТИ.


Далее вам потребуется правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект. Напомним, что к правоустанавливающим документам относятся:

- акт о предоставлении гражданину земельного участка в пожизненное наследуемое владение или в постоянное бессрочное пользование, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

- акт (свидетельство) о праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания.

- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Существует, правда, вариант, при котором не требуется предоставление правоустанавливающих документов на землю. Это может быть тогда, когда право заявителя на этот земельный участок уже было ранее зарегистрировано в соответствии с законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».


Последний документ, который вам понадобится – это кадастровый план земельного участка, который  выдается в зависимости от его места нахождения: либо в районном или межрайонном отделе Управления Роснедвижимости по Ленинградской области, либо в районном отделе ФГУ Кадастровая палата по Санкт-Петербургу. Однако, поскольку филиалы палат открыты еще не везде, то до их создания можно обращаться в районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству.


В правилах регистрации записаны три случая, когда кадастровый план не требуется.

- если  право  на  указанный земельный  участок ранее зарегистрировано в  соответствии  ФЗ   «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» или

 - если представлено заключение правления соответствующего некоммерческого объединения, подтверждающее, что дачный или садовый дом расположен в пределах границ предоставленного земельного участка или

- если представлено заключение органа местного самоуправления, в случае если садовое, дачное некоммерческое объединение не зарегистрировано в качестве юридического лица, или земельный участок предоставлен для ведения садового или дачного хозяйства в индивидуальном порядке.


Для государственной регистрации права собственности следует представить в Управление Росрегистрации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - в районный отдел либо центральный офис, в зависимости от места нахождения дома следующие документы:

1. Заявление о государственной регистрации права собственности.

2. Документ об уплате государственной пошлины (подлинник и копия).

3.  Документ, удостоверяющий личность заявителя. При обращении представителя -документ, подтверждающий его полномочия - нотариально удостоверенная доверенность и копия.

4.  Декларация установленной формы об объекте недвижимого имущества (в двух экземплярах),

5.  Правоустанавливающий документ на зeмeльный участок, на котором расположен объект (в двух экземплярах),

6.  Кадастровый план земельного участка (в двух экземплярах).


Материалы предоставлены пресс-центром правительства Ленобласти и управлением ГУ Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области


Ранее по теме: Для оформления земельного участка нужно желание. И документы