В понедельник, 23 апреля, форт Красная Горка посетила комиссия специалистов Управления Росохранкультуры по С-З, комитета по культуре Ленинградской области и МЧС. Причиной столь представительной делегации стал развивающийся вокруг форта скандал. Никаких официальных документов еще нет, но почти наверняка в выводах комиссии будет написано – демонтируя орудия форта, руководство ВМФ нарушает закон и наносит памятнику ущерб. Это то, что члены комиссии увидели своими глазами.



Борьбу за форт группа местных жителей ведет в Лебяжьем и Краснофлотске с 24 февраля. С четверга, 19 апреля, когда на территории форта начались работы по демонтажу двух транспортеров с пушками 180 миллиметров и 305 миллиметров, эта борьба перешла в активную фазу.



Форт «Красная горка» признан памятником регионального значения  решением исполкома Ленинградской области от 16.05.88 года. Охраняется он и ЮНЕСКО. В списке охраняемых объектов блиндажи, братские захоронения, площадка боевой техники, орудия. Сейчас демонтируются артиллерийские транспортеры ТМ-3-12, ТМ-1-180 и орудия В-13. Военные, которые ушли с форта уже давно, но так и не передали его Ленинградской области, несмотря на все просьбы, утверждают, что делается это для сохранности уникального вооружения. В приходящем в упадок форте их якобы некому охранять.



Однако специалисты Комитета по Культуре Ленобласти и Росохранкультуры считают иначе. По их мнению, орудия - это часть памятника, и ВМФ не сохраняет его, а уничтожает.


В минувшую пятницу центральный аппарат Росохранкультуры отправил на имя командующего ВМФ письмо о создавшейся ситуации и требованием прекратить работы. Еще раньше Комитет по Культуре, который мечтает сделать на месте форта музей, направлял ВМФ письмо с просьбой передать «ненужный» армии форт на баланс области. Ответа на все эти письма пока нет, а сегодня члены комиссии увидели, что работы по демонтажу продолжаются.


Этот бронированный кожух весом 40 тонн уже демонтирован

 

Демонтировать орудия невозможно без участия спецтехники (75-100-тонных кранов), так как самая маленькая пушка весит 56 тонн. «Война» вокруг форта идет по всем правилам: к транспортерам есть три подъезда – два из них очень узкие, кроме того их перекопали некие активисты по защите форта. Третий теперь – чтобы его тоже не привели в негодное для проезда техники состояние - охраняют сотрудники частного охранного предприятия, нанятые представителями музея Задорожного. Именно этой организации, по некоторым данным, были проданы пушки.


Снят этот кожух с 180-мм артиллерийского транспортера ТМ-1-180 (срез по оранжевой полосе)


По информации заместителя главы МО «Лебяжье» Александра Сенотрусова, в сентябре 2004 года руководство ракетно-артиллерийского управления Флота передало транспортеры, расположенные на форте, частному музею Вадима Задорожного. Сам музей расположен в имении Архангельское под Москвой. Это первый в России частный музей автомобилей, а также военной техники. Еще две пушки вывезли раньше. Местные историки нашли их на Поклонной горе в столице, в том числе и уникальную, единственную сохранившуюся в России 6-дюймовую пушку Канэ.


На очереди демонтаж 305-мм транспортера ТМ-3-12



Военные говорят, что вывезти технику необходимо до майских праздников, так как после на территории форта начнутся работы по разминированию. До сих пор в земле находятся сотни снарядов еще со времен гражданской войны. Разрешение на работы получило военное предприятие «Арсенал», базирующееся в Большой Ижоре. Программа рассчитана на три года. За первый год уже было поднято около 70 снарядов.


Местные жители обсуждают и такую версию поспешной «зачистки» территории форта: якобы кто-то собирается на этой земле возводить коттеджный поселок. По их словам, уже проводятся изыскательские работы – впрочем, пока это только слухи. Даже несмотря на то, что участок для строительства лакомый, довольно опасно вести работы на нашпигованной неразорвавшимися снарядами земле. Кроме того, часть береговой линии, а также большую часть территории форта занимают закрытые воинские части, которые вряд ли захотят вторжения на свою территорию отдыхающих. Впрочем в Росохранкультуре такого варианта развития событий не исключают и приводят в качестве примера батарею рядом с памятником «Разорванное кольцо», которую купил некий завод. Постройке на места батареи санатория помешали только «не вовремя» кончившиеся у завода деньги.


Ксения Потеева,

Михаил Гончаров


Фото Михаила Гончарова