• Пользователь «Alexandr»

    Написал

    12 мая 2016 г. 22:45

    Собрать легко, потратить трудно. Или капремонт дает сбой

    Страна бурлит от разговоров о капремонте. Проблему обсуждают и на кухне и в Конституционном суде. Мнения, естественно, разные. Кухня – это мнение народа, суд – мнение власти. И если на крайних точках мнение однозначное, то на промежуточных идет ожесточенная борьба этих мнений. К промежуточным точкам можно отнести региональные законодательные собрания и Государственную Думу. Именно там проблема хозяйственная превратилась в политическую. А критерием меняющим статус проблемы, как известно, является ее масштаб.
    Первые споры, которые возникли вокруг этой проблемы – как и куда собирать деньги. При широкомасштабной пассивности нашего населения в большинстве случаев он решился однозначно на радость многим чиновникам – общий котел. Такая форма хранения народного «общака» сулила немалые выгоды. Одна беда – народ платить не хочет. Ну не верят люди в долгосрочность таких проектов, когда на реализацию плана по восстановлению жилищ отводится времени больше, чем на строительство коммунизма. Переубедить наученных горьким опытом провалов аналогичных планов предыдущих руководителей нашей страны в душе вряд ли удастся. Тем более, что процентов 70 нынешних обитателей жилищ требующих ремонта вряд ли доживут до светлого будущего. Худо-бедно этот процесс обложили законными и подзаконными актами, а народ под страхом штрафных санкций принудили к оплатам. Мало-помалу процент взносов пошел вверх, и как гласит официальная статистика, местами дошел до 88%. Котел активно стал пополняться, но вот с организацией ремонтов возникли большие проблемы.

    Сам не гам и другим не дам.

    Освоить огромные суммы многим региональным чиновникам оказалось не под силу. Заточенные на освоение народных средств многие чиновники от капремонта не могут отдавать просто так вновь образовавшийся источник непроверенным подрядчикам, а свои оказались неподготовленными. Не подготовились как надо и муниципалы, которые должны были представить списки ветхого жилья, нуждающегося в первоочередном ремонте. К тому же, после упразднения БТИ, которые имели мощную базу данных по всему жилому фонду, новые структуры оказались не готовы к решению поставленной задачи. «Новые структуры» стали лихорадочно исполнять госзаказ абы как, зачастую представляя ложные сведения о состоянии домов. Вот и оказалось, что разрушить старое легко, а создать новое трудно. В результате в 2015 году российские регионы сорвали программу капремонта, освоив только 25 миллиардов рублей из 97 собранных. Такую печальную статистику представил вице-премьер Дмитрий Козак, заодно пообещав к осени 2016 года подвести новые итоги, по результатам которых будут приняты кадровые решения. Впрочем, кадровые решения приняли уже многие губернаторы по отношению к руководителям региональных фондов, которые при сдаче экзаменов на знание предмета показали очень плохие результаты. Напомню, что при сдаче экзаменов на служебное соответствие, по словам зам. министра по ЖКХ Андрея Чибиса, из первых 22-х претендентов «путевку в жизнь» не получил никто. Впоследствии, с первого захода через сито знаний прошли всего 23 из 77 руководителей региональных фондов. Непонятно только, почему такие тесты не проходят наши муниципальные чиновники. Если бы такая система вошла в жизнь, то и в ЖКХ было бы меньше проблем. Все это в купе с криминальными случаями в различных регионах окончательно подрывает веру в исполнимость этой государственной программы.

    Но жить то как-то надо

    Тем не менее, пока, несмотря на всю ущербность, от этой идеи не отказались, а альтернативы нет. К тому же и Конституционный суд подтвердил законность сборов средств на ремонт чужих домов (кто бы сомневался). Подтвердил-то подтвердил, но не убедил противников такой формы восстановления нашего жилого фонда. Поэтому, по всей видимости, вскоре жаркие споры возникнут с новой силой, тем более что накопление компромата на этот вид сборов обрастает с каждым днем, как снежный ком. Проблемы возникают разные, как естественные, так и искусственные. Искусственные проблемы вызваны все тем же непреодолимым желанием чиновников к обогащению. Именно поэтому даже при проведении конкурсных отборов на право воспользоваться народными деньгами, возникаю следующие коллизии. Компании, которые стремятся выиграть конкурс занижают стоимость своих услуг за счет дешевых материалов, которые впоследствии приводят к «браку производства». Еще один пример, который поступил из Сибири, показал, как минимизация затрат произошла за счет вычеркивания из перечня работ важных пунктов из-за которых капитальный ремонт по сути превратился в текущий. Сам смысл капремонта предполагает полную замену отживших свой срок инженерных коммуникаций. Если это система отопления или водоснабжения, то трубы меняются автоматически. Если это электросеть, то меняются не только коммутационные элементы, но и вся проводка. Тем более, что алюминиевые провода уже запрещены к применению и должны быть заменены на медные. Тем не менее, подрядчики, почему-то поменяв в подъездах светильники и электрощитки, оставили в стенах старую алюминиевую проводку, которая при малейшем прикасании рассыпается в прах. Трубы систем отопления, водоснабжения и канализации, которые проходят через межэтажные перекрытия, согласно СНиПам должны быть заключены в специальные гильзы. Однако и тут подрядчики про это забыли, как и про разный коэффициент расширения металла и бетона. А может и никогда об этом не знали. Про последствия опять же никто не думает, главное сорвать куш. И уж совсем никто не вспоминает про такое понятие, как сетевой график, который предполагает определенную последовательность работ, нарушение которых ведет не только к взаимным помехам, но и к порче одной работы другой.

    Порядок, учет и контроль, которого нет

    В процессе организации капремонта в регионах выяснилось, что серьезной проблемой стало отсутствие правового регулирования, регламентирующего порядок в сфере закупок товаров, работ и услуг. Аудиторы счетной палаты проанализировали ситуацию в двенадцати регионах и выяснили проблемы, характерные для всей страны. Например, нет документов, которые операторы должны использовать при выборе банков для открытия своих счетов, чтобы гарантировать сохранность денег, которые люди платят каждый месяц в счет будущего ремонта своих домов. В материалах Счетной палаты говорится, что «в условиях финансового кризиса и высокого уровня инфляции отсутствие указанных документов создает риски обесценивания взносов граждан и выполнения программ капремонта в запланированных объемах». Программы капремонта в соответствии с Жилищным кодексом сверстаны неправильно практически везде, кроме Санкт-Петербурга. Полный перечень работ по капремонту предусмотрен только опять же в Санкт-Петербурге, республике Дагестан и Тверской области. В него входят ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования признанного негодным к эксплуатации, ремонт лифтовых шахт, ремонт крыши, подвальных помещений, ремонт фасада и фундамента МКД.

    Результаты, выводы и перспективы

    Так что же мы имеем на текущий момент? Программа расселения аварийного жилья срывается более чем в 30 регионах. Совет Федерации взял под особый контроль принятие региональных законов о льготах по капремонту. Дмитрий Медведев потребовал пресекать попытки нецелевого использования сборов на капремонт, вплоть до возбуждения уголовных дел. Однако историческую перспективу программы капремонта не разделяют многие политические и общественные структуры. Так Российский союз промышленников и предпринимателей предложил вообще отменить формирование фондов капремонта силами региональных операторов, так как он не гарантирует ни проведение ремонта, ни сохранности средств от обесценивания. Предпринимательское сообщество предлагает заменить этот механизм на льготное кредитование с субсидированной ставкой, что исключит перекрестное субсидирование содержания чужой собственности. Еще одно предложение – проведение ремонтных работ за счет заемных средств, но с применением энергосервисных договоров, когда возврат займа осуществляется за счет экономии в результате энергосбережения.
    Целесообразность и законность сборов на капремонт неоднозначно восприняли даже в Генпрокуратуре, которая поставила под сомнение правильность «общего котла», написав положительный отзыв на заявление в Конституционный суд депутатов от КПРФ и Справедливой России. Правда потом она свой отзыв отозвала.
    Свое мнение по этому поводу высказали руководители Фонда содействия реформирования ЖКХ Константин Цицин и Сергей Степашин. Теперь эта госкорпорация не занимается софинансированием капремонта, а ведет дела только по расселению аварийного жилья. Дело в том, что из 4 млрд. рублей, которые должен был получить фонд из бюджета на капремонт, получено ноль. Тем не менее, Фонд совместно с Минстроем России подготовил предложение о направлении на финансирование региональных программ 1 млрд. рублей за счет остатков неиспользованных регионами средств, возвращенных ими в Фонд. Сейчас по линии Минстроя готовится предложение: жильцы тех домов, которые откладывают деньги на спецсчета, а не в «общий котел», и готовы самостоятельно нести полную ответственность за организацию и проведение капитального ремонта, получат возможность установления индивидуального размера взноса по итогам дополнительной оценки износа дома…
    В нашей стране около 1,73 миллиона многоквартирных домов. Это 2,44 миллиарда квадратных метров жилья. Чтобы они оставались безопасными для жителей их, безусловно, надо ремонтировать – менять кровлю и лифты, модернизировать системы ГВС и ХВС, укреплять фундамент и т.д. Но попутно наше жилье надо приводить в соответствие с современными мировыми требованиями. Другими словами, его надо постоянно модернизировать. Если образцово-показательные в этом вопросе финны уже строят дома с нулевой потерей тепла, то бОльшая часть нашего жилого фонда отстает по своему техническому оснащению от европейского лет на сорок. Еще недавно, около шести лет назад, проводя анализ строящихся домов в одном городе — миллионнике, я обнаружил, что из 66 строящихся на тот момент домов, только 20 возводились по современным проектам. Остальные использовали типовой проект тридцатилетней давности с однотрубными системами отопления. Справедливости ради надо сказать, что теперь это запрещено на законодательном уровне. Однако по-прежнему мало где предусматривается полноценный поквартирный учет тепла и воды, который бы не только позволил пробудить в жителях чувство хозяина, но и полностью ликвидировать воровство коммунальных ресурсов. В домах, где используется «голубое топливо», нигде не устанавливаются приборы контроля и отсечки газа, что приводит к печальным последствиям. Однако периодические взрывы бытового газа с обрушением целых подъездов и гибелью людей никак не могут заставить наших руководителей пересмотреть свою точку зрения в этом вопросе. А жители с дрожью входят в свой подъезд, почуяв запах газового одоранта.
    Практика строительства новых домов показывает, что современный дом стоит на 20% дороже, но окупается за пять лет, а жители платят за коммуналку вдвое меньше. Вот что значит энергоэффективный дом. Но пока наша страна будет лидировать по потере коммунальных ресурсов, которые по теплу достигают двух третей, а по электроэнергии до 70%, тарифы так и будут расти непрерывно, несмотря на заверение некоторых политиков о стабильности и светлом будущем.





    http://www.pr-tsj.ru/

Комментарии (0)

Для добавления комментария необходимо авторизироваться

Авторизация на сайте



Сейчас в блоге

Что обсуждают