Радости импортозамещения противоречат суровой статистике Ленобласти. Вслед за говядиной и хлебом на 50% рискует взлететь и стоимость куриных яиц. Руководитель птицефабрики "Синявинская" Олег Мельников объяснил, как пока удерживает цену вопреки торговым сетям.

Несмотря на активное продвижение в стране политики импортозамещения,  минувший год привел к ощутимому росту стоимости продовольствия. Так, в Ленинградской области подорожали многие из самых востребованных продуктов. Например, по данным Петростата, опубликованным 18 января,  за минувший год хлеб стал дороже в среднем на 20%, а говядина — сразу на 35%.

На фоне этих цифр еще один товар народного потребления — куриное яйцо — менялось в цене не столь стремительно. Согласно официальной статистике, в декабре прошлого года на территории Ленобласти десяток яиц в среднем стоил 62 рубля 78 копеек, а подорожание за год составило 11,1%. Впрочем, по мнению специалистов, к концу нынешнего года яйцо может стать дороже в полтора раза, если не более.

Как рассказал 47news руководитель  птицефабрики "Синявинская" Олег Мельников, причины неизбежного подорожания кроются в неуклонном  снижении курса рубля, вынужденном сокращении доходности производителя и сохранении сверхприбылей ритейлеров.

"Сиюминутной проблемы из-за снижения курса рубля у нас нет, но себестоимость процесса производства постоянно растет. В конечном итоге мы просто не сможем больше сдерживать отпускные цены из-за падающей доходности. Я предполагаю, что существенный рост цен на куриное яйцо ждет Ленобласть к концу следующего года, после того как завершится сезонный спад потребления",- пояснил он.

Птицефабрика "Синявинская" - крупнейший производитель продовольствия в Ленобласти: в 2014 году на "Синявинской" произведено 1,3 миллиарда яиц. Её доля на рынке яйца в СЗФО — 40%, по России - 3 %. Согласно системе "СПАРК-Интерфакс" прибыль птицефабрики за 2014 год составила 153 миллиона рублей.

В редакции 47news выяснили, из чего складывается себестоимость производства куриных яиц и какие её составляющие непосредственно зависят от курса рубля. Как рассказал Олег Мельников, примерно 65% приходится на комбикорма, около 10% - на упаковку, примерно столько же на зарплатный фонд, около 5% на амортизацию оборудования и ветеринарные препараты, остальное — на электроэнергию и прочие расходы.   

"Основа роста себестоимости — цена на зерновые. В январе прошлого года их стоимость была 8,5 рубля за килограмм, сегодня — 11 рублей. Рост за год около 20%, тогда как реальная, не статистическая, стоимость десятка яиц на полках магазина выросла не более чем на 8%. Вот на разницу в 12% и уменьшилась рентабельность производства. Бесконечно такой процесс продолжаться не может",- рассказал Олег Мельников.

Среди других факторов, влияющих на себестоимость — цена ветеринарных препаратов. Они производятся в России, но из иностранных компонентов, которые дорожают вместе с валютой. Стала дороже и тара — ранее упаковка производилась из вторсырья, теперь же, ввиду отсутствия макулатуры, используются более дорогие обрезки картона.

Отметим, что в этом косвенно виновата и редакция 47news. Основную массу макулатуры обеспечивали газеты, печатные тиражи которых катастрофически сократились по мере развития он-лайн изданий.

Примерно 2-3% ложится на стоимость покупки за границей племенных производственных куриц — в нашей стране их перестали выводить еще в позднем советском периоде.

Если обычная сельская курица способна производить порядка 175-ти яиц в год, то "фирменная" производственная — до 335 штук. Стоимость создания специального племенного  питомника в России — до 50-ти миллионов евро, а его окупаемость — вопрос десятилетий. Для отечественного бизнеса такие рискованные проекты, не обещающие прибылей в краткосрочной перспективе, традиционно непривлекательны.

Впрочем, по словам Мельникова, после падения курса рубля западные птицеводы на треть снизили цену — с трех до двух евро за одного цыпленка. Вероятно, сказались их опасения возможной конкуренции со стороны азиатских стран.

Если областной производитель и его западные партнеры стараются цены сдерживать, то позиция ритейлеров непреклонна. "Несмотря на рост наших затрат, крупные сетевики не снижают свои ретро-бонусы — выплаты, которые мы делаем за осуществленный объем продаж. Они не растут, но нам становятся невыгодными, а ритейлу обеспечивают сверхприбыли",- посетовал Мельников.

Ретро-бонус - премия, которая выплачивается производителем партнеру по результатам продаж в отчетный период в соответствии с предварительными договоренностями  - прим. ред.

"По ряду позиций от ряда поставщиков действительно есть сложности с ретро-бонусами. Но не могу отметить такого для куриного яйца. На этом рынке всегда существует определенный дефицит, и торговые сети не заинтересованы в частом изменении цен. Знаю, что во время сезонных падений продаж сети идут на встречу производителям и не меняют цены. Нужно изучать конкретную ситуацию, ведь в конечном итоге ретро-бонус всегда договорная величина и напрямую зависит только от объема поставок",- поделился мнением председатель правления "Ассоциации экспертов рынка ритейла" (АЭРР) Андрей Карпов.

Однако для крупнейшего агропромышленного предприятия региона минувший год действительно стал испытанием.

"Это был тяжелейший год с экономической точки зрения на моей памяти. Непростым был 2012-й, но прошедший — намного хуже",- констатировал Олег Мельников в завершение беседы с корреспондентом 47news.

Артем Шалякин,
47news