За ремонт федеральных трасс рискуют платить рядовые покупатели и ипотечные заемщики. Пока в Тольятти жгут офис компании Ротенберга, а хакеры атакуют сайт системы "Платон",  ритейлеры просят об отсрочке. Однако принцип домино уже запущен.

В России с 15 ноября начала действовать система взимания платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн, получившая название "Платон". На вырученные 36-50 млрд рублей государство намерено латать разбитые большегрузами дороги. Перевозчики отреагировали на это нововведение акциями протеста по всей стране. Накануне в Петербурге прошел массовый сход недовольных, сегодня они пришли к дверям взимающей дань компании "РТ-Инвест Транспортные системы" на площади Конституции. В Тольятти к делу подошли радикально и офис РТИТС, контролирующей сбор новой пошлины за использование федеральных трасс, попросту сожгли.

Пока владельцы грузовиков прикидывают, на сколько подорожают их услуги, магазины и строительные компании готовятся повышать цены для потребителей.

Рубли за километры

Владимир – частный грузоперевозчик. Он собирается поднять цену на перевозки на 15%. Его водитель в среднем "наматывает" 1000 км в день, а значит должен отдавать государству  по  1500  рублей за поездку до марта, а потом и все 3 500 (исходя из установленных тарифов — прим. ред.). Впрочем, он пока не зарегистрировался в "Платоне" и надеется, что "стоит с ребятами" у офиса компании  РТИТС на площади Конституции не зря. "Пока выезжать не будем. Будем бастовать", - лаконично закончил дальнобойщик.

Владелец двух грузовиков Николай Филиппов рассчитал, что каждая его машина также преодолевает по 1000 км в день. "Учитывая, что водители работают 25 дней в месяц, до марта каждому придется платить 37 500 рублей в месяц, а после марта – все 87 500", - посчитал Филиппов.

Директор по развитию компании "Грузавтосервис" Константин Буланьков обобщил: в среднем услуги водителей, как частных, так и работающих на компании, должны подорожать на 20%. "Это, конечно, не значит, что привозные товары подорожают на столько же. Но не нужно забывать, что это вполне может стать поводом для спекуляций. В первую очередь, удорожание коснется товаров народного потребления и стройматериалов", - уверен Буланьков.

За кирпичи и килограммы

Так же считает и генеральный директор одного из крупнейших застройщиков в Ленобласти ООО "Отделстрой". Марк Окунь предупредил, что так называемый "сбор Ротенберга" отразится не только на цене стройматериалов, но и на стоимости квадратного метра жилья.

"Материалы у нас все привозные, объемы перевозок очень большие – тот же бетон, например. Мы ожидаем, что они подорожают как минимум на 10%. Соответственно, этот фактор повысит и цену квадратного метра жилплощади. К следующему году – как минимум на 5%", - посчитал Окунь.


Ольга Трошева, руководитель Консалтингового центра "Петербургская Недвижимость", более оптимистична в прогнозах. Она подчеркивает, что конечная цена квартиры на первичном рынке всегда определяется соотношением спроса и предложения.

"Наибольшую долю в себестоимости объекта масс-маркет, как правило, занимают две статьи расходов - собственно возведение объекта, то есть строительно-монтажные работы, и плата за земельный участок. Расходы на логистику и транспорт включаются в стоимость стройматериалов и не занимают в ней большую долю. Еще один момент – большинство стройматериалов, которые используются на стройках, производятся в этом же регионе", - пояснила эксперт.

Трошева заключила, что требования к оплате проезда по федеральной трассе затронут застройщиков в минимальной степени. Высокая конкуренция на рынке стройматериалов, по ее мнению, не позволит производителям существенно повысить цены на свою продукцию. Она предположила, что доставку материалов на местные стройплощадки организуют в объезд федеральных трасс.

Сети продуктовых супермаркетов оказались менее словоохотливы. "Лента" и "Дикси" вопрос о влиянии "сбора Ротенберга" на цены комментировать отказались. Однако в сети "РеалЪ" в интервью "Фонтанке" все же предсказали рост цен на продукты питания. "Подорожает, конечно, все, но сильнее всего фрукты и овощи, которые везут из Краснодара", - сообщили в офисе ритейлера.

Еще один импортный продукт рискует стать менее доступным для населения. Это бытовая и электронная техника. В Ленобласть большая часть электрооборудования попадает из Франции, Германии и Италии наземным путем. Директор департамента логистики интернет-ритейлера "Юлмарт" Павел Олонов сообщил, что компания имеет свои собственные грузовые автомобили. Их "Юлмарт" сразу подключил к системе "Платон", которая уже успела дать сбой.

"Учитывая технические особенности работы системы и довольно жесткие штрафы, на наш взгляд, грузоперевозчикам и ритейлерам, владеющим собственным автопарком, должен быть предоставлен период для ее тестирования. По его итогам нужно внести изменения", - подчеркнул Олонов.

Сейчас директор обещает, что цены на витрине в магазинах "Юлмарт" не изменятся — компания  примет бремя пошлин на себя. Пока.

Анна Яловкина
стажер 47news