Родственники погибших в синайской катастрофе миллионные компенсации получат не скоро. И не все. Просто оформить только 100 тысяч рублей - дальше  бумажная волокита. 47news узнал, что требовать можно 5 миллиардов рублей на всех.

Сегодня, 5 ноября, начала работу спецкомиссия областного комитета по соцзащите населения. Она должна определить и назначить единовременную материальную помощь родственникам погибших в египетской авиакатастрофе жителей Ленинградской области. Им правительство региона обещает выплатить по миллиону рублей из резервного фонда. При этом губернатор Петербурга Георгий Полтавченко гарантировал такую же сумму не только горожанам, но и всем потерявшим близких при крушении. То есть от властей жители 47-региона получат по два миллиона рублей, а жители Санкт-Петербурга – по миллиону. Еще два миллиона рублей за каждую жертву катастрофы должна выплатить близким родственникам страховая компания "Ингосстрах".

Напомним, самолет компании "Когалымавиа", следовавший из Шарм-эль-Шейха в Петербург, потерпел крушение над Синайским полуостровом 31 октября. В авиакатастрофе погибли 224 человека, из них 48 - жители Ленинградской области.

Неопределенные компенсации

Но, как выяснил 47news, финансовая помощь придет не очень скоро. Так, в пресс-службе губернатора и правительства Ленинградской области пока затруднилась ответить, какие документы и куда нужно предоставить для получения миллиона рублей. "Как только мы определим порядок получения, мы об этом объявим. В первую очередь, родственникам, а потом и журналистам", - сообщила руководитель пресс-службы Вера Хейфец.

Не определились с требованиями и в Смольном. В течение 10 дней городские власти должны утвердить порядок предоставления материальной помощи, а затем, совместно с администрациями районов, организовать работу по приему заявлений от семей погибших.

Таким образом, сейчас заявления на получение выплат принимает только "Ингосстрах". В упрощенном порядке компания может выплатить аванс на оперативные расходы - 100 тысяч рублей из полагающихся двух миллионов. Деньги перечисляются обратившимся родственникам, а таких уже 68 человек, в этот же или на следующий день. От заявителей требуется только паспорт и документ о родстве с погибшим. С понедельника, 9 ноября, начнут выплачивать авансы и в Ленобласти. Об этом губернатор Дрозденко сегодня  сообщил журналистам после встречи с родственниками погибших.

Бумажная волокита

Процедура получения основной суммы к простым не относится. В страховой компании "Ингосстрах" 47news предоставили список необходимых документов. По словам страховщиков, перечень составлен в соответствии с положениями закона 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика".

Основных бумаг - три. Это паспорт получателя компенсации, свидетельство о смерти потерпевшего и один из следующих документов: свидетельство о его рождении (при обращении родителей погибшего), свидетельство о браке (для супруга или супруги погибшего), свидетельство о рождении ребенка (при обращении ребенка погибшего или его законного представителя).

Четвертым пунктом указаны документы, подтверждающие, что получатель имеет право на возмещение вреда в случае смерти кормильца. К ним относятся: справка по форме 2-НДФЛ с места работы погибшего за два года (если погибший не работал – представляется копия трудовой книжки, и документ об образовании), справка с места учебы в ВУЗе детей погибшего в возрасте 18-23 лет,  справка о размере получаемой пенсии от родителей погибшего и другие - всего девять видов документов. Последний, пятый пункт списка - бумага, подтверждающая размер произведенных необходимых расходов на погребение.


Родственник пострадавших Александр Войтенко, у которого в авиакатастрофе погибли сестра Ирина и племянница Алиса, поражен объемом бумажной волокиты. "Конкретно для нашей семьи есть проблемные позиции. Например, свидетельство о браке. Оно у нас есть, как и свидетельство о разводе, выданное Ирине пять лет спустя. Но в страховой нам сообщили о необходимости идти в ЗАГС и брать справку, что за пять лет брака сестра не меняла фамилию. Какой-то бред",- возмутился Войтенко.

nrC6ezcAWRg.jpg

Не вызывают понимания у пострадавшего и другие пункты списка. "Зачем им справка 2-НДФЛ с работы сестры. Какая разница, сколько она зарабатывала, если компенсация положена по закону? Не понятно, зачем страховщикам и справка о размере получаемой родителями пенсии",- добавил он.

Возможны варианты

Впрочем, в пресс-службе "Ингосстраха" корреспондента 47news заверили, что список документов вариативный. "Понятно, что если дети погибшего не учились в ВУЗе, то справку оттуда они принести не могут. Это — рекомендованный список документов. А конкретная необходимость наличия тех или иных бумаг оговаривается при подаче заявления на компенсацию индивидуально с каждым получателем", - сообщил пресс-секретарь компании Карэн Асоян.

Обещают  в "Ингосстрахе" индивидуально решать вопрос выплаты и в случаях, если достаточно близких родственников у погибших нет. Для определения степени родства в страховой компании используют формулировки из Уголовного Кодекса. Таким образом, родные не могут получить компенсации за братьев, сестер, племянников или даже внуков. В пресс-службе "Ингосстраха" уточнили, что с такими родственниками сейчас работают юристы компании.

Не доплатят и не всем

Более категоричным оказался Фонд социального страхования, который должен выплатить страховку семьям семи членов экипажа разбившегося лайнера. Как сообщает газета "КоммерсантЪ", родители погибших членов экипажа А321 могут претендовать на получение компенсации только в том случае,   если докажут в суде, что находились на иждивении у своих детей.  "Наша зона ответственности — это семь членов экипажа, которые выполняли свои рабочие обязанности. По троим погибшим документы на выплату уже ушли, а по четверым — у нас на сегодня нет прямых наследников", — сказал заместитель председателя фонда Сергей Алещенко.

Создатель организации "Прерванный Полет", объединяющей родственников пассажиров разбившегося в 2006 году рейса "Анапа–Петербург", Виталий Юсько уверен, что получатели компенсаций должны требовать не менее 22 миллионов рублей за каждого погибшего. В совокупности это примерно пять миллиардов рублей. По словам Юсько, авиакомпания, которая осуществляет международные полеты, обязана иметь договор страхования ответственности авиаперевозчика на международных авиалиниях. Который как  предусматривает выплату суммы в условных единицах, эквивалентной 22 миллионам. "Без этого компании просто не выдадут лицензию. И с внутренним законодательством России это никак не связано", - добавил он.

Активист считает, что страховщики пытаются запутать родственников и сэкономить. "Если ко мне обратятся, я готов добиваться законных выплат. Такой прецедент заставит страховщиков и авиакомпании гораздо серьезнее относиться к безопасности", - заключил он.

Опыт есть — родственники погибших под Донецком побывали даже в Страсбурге. Правда, по 22  не получили.


Артем Шалякин,
Анна Яловкина - стажер

47news