Карьеру глав регионов пообещали поставить в зависимость от аффилированности с бизнесом. Прислушаются к проверкам ОНФ и СМИ. Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, как и любой его непростой зам, могут входить в любой банк. До шантажа.

Арест главы Коми Вячеслава Гайзера отразится на психологическом состоянии глав всех субъектов Российской Федерации. Газета "Известия" рассказала, что рейтинг эффективности губернаторов, составляемый Фондом развития гражданского общества (ФоРГО) теперь будет учитывать "характер отношений с бизнесом и включённость в коммерческие процессы".

Планируется, что информацией о губернаторах поделится "Общероссийский народный фронт". Также будут собраны некие "профили по регионам, куда войду открытая информация от правоохранительных органов, решения судов, результаты проверок, проводимых общественными организациями, в том числе ОНФ, и публикации в СМИ".

Сам рейтинг эффективности губернаторов не несёт в себе никакой практической функции, особенно, если учесть, что господин Гайзер до последнего времени находился в нём в лидирующих позициях. Однако чиновничий мир устроен так, что находится в зависимости от подобных списков и попадание в первые строчки в них воспринимается как признание массива заслуг.

В связи с этим элиты Ленобласти инстинктивно повернули головы в сторону здания банка "Россия", находящегося возле Дома правительства. Как известно, главу региона Александра Дрозденко плотно ассоциируют с владельцами банка братьями Ковальчуками и считается, что порой он общается с их представителями.

Да и правительство Ленинградской области в этом плане явно подкачало. Вице-губернатор по экономике Дмитрий Ялов дружит с семьёй Ковальчуков ещё со школы. Вице-губернатора по финансам романа Маркова ассоциируют как с "Банком "Россия", так и с "Сургутнефтегазом". Первого вице-губернатора Константина Патраева коллеги видят как знакомого бизнесмена Аркадия Ротенберга.

Но если углубиться в детализацию процесса получения рейтинга, получится, что нет никакого смысла следить за передвижениями по банкам ни губернатора, ни его подчинённых.

Любое исследование, даже политическое, подразумевает точность. В случае с такими терминами как аффилированность с бизнесом и включённость в коммерческие процессы, стоит апеллировать к данным как минимум из информационной системы "СПАРК" или ЕГРЮЛ. Более того, в них должны указываться данные об учредительстве конкретных глав регионов или их жён в конкретных компаниях.

Без этого начинаются трудности.

Беглый мониторинг интернета и здравый смысл говорит о том, что ни один из глав субъектов РФ не дошёл до того, чтобы открыто регистрировать на себя или ближайших родственников коммерческие фирмы. В крайнем случае — на друзей или дальнюю родню.

С открытыми данными правоохранительных органов ещё сложнее, ведь вряд ли кто-то может вспомнить хоть один полицейский пресс-релиз, где бы указывалось или даже намекалось, что жена губернатора причастна к тому или иному бизнесу. Как бы ни позиционировали себя составители рейтинга ФоРГО, у них нет доступа к обзорным справкам, из которых могут появляться уголовные дела. В случае неформального получения подобного материала, правоохранительная система просто отречётся от опубликованных данных, а экспертам не на кого будет ссылаться.

Рассматривать же СМИ или общественные организации как источник информации для составления рейтинга ещё более неразумно. Без перепроверки фактов и дополнительных исследований использовать опубликованные материалы можно только в графе "наши слухи".

Такими очевидными доказательствами, как аудио и видео дорожки с записанными разговорами, подпадающими под понятие коррупция во власти, Россия не избалована в принципе. Если они и существуют, то у ограниченного количества должностных лиц, а публике они могут быть показаны только после начала спецопераций по задержанию главных героев. А уж никак не для того, чтобы засветить в неком исследовании.

Получается, что в рейтингах, от которых, как считают главы российских регионов, чуть ли не зависит их судьба, только и можно, что ориентироваться на данные "общественного мнения". Либо уже сейчас брать публикации деловых петербургских изданий о бизнесе супруги губернатора Ленобласти, Ирины Дрозденко.

Если в ФоРГО будут настаивать на работе именно в заявленном ключе, то она реализуется только при наличии в каждом региона эксперта, способного подтверждать или опровергать ту информацию, которая выльется в публичное пространство. А это серьёзная деятельность, требующая оперирования властными ресурсами.

Иначе получится, что добропорядочность руководителей субъектов зависит от того, насколько успешно их смогут подкараулить папарацци в ресторане с представителями бизнеса. И тут уже будет не до объяснений, что успех экономического развития региона зависит от коммуникабельности руководителя, которая предусматривает сотрудничество в том числе и с крупными предпринимателями.

Так что, теоретически, учёт бизнес-отношений губернаторов - правильная инициатива. Но на практике выходит жонглирование фактами. А оттуда недалеко до зависимости и даже шантажа.

В ближайшее время 47news проведет эксперимент с открытыми и не очень данными членов областного правительства, чтобы узнать, насколько в реальности информация о бизнес-интересах их семей влияет на рейтинг.

Юлия Гильмшина,

47news