Древнейшую стоянку человека в Ленобласти закатали в бетон ради открытия памятника князьям Рюрику и Олегу в Старой Ладоге. 47news услышал профильный комитет, академика Владимира Лапшина и журналиста Александра Невзорова. Тот назвал рвение чиновником примитивным захлебом патриотизма и интересно рассказал о каннибализме местных жителей времен неолита.

В селе Старая Ладога Волховского района Ленобласти в субботу, 12 сентября, откроют памятник "основателям российской государственности великим князьям Рюрику и Олегу". Для срыва простыни анонсированы министр культуры России Владимир Мединский и глава региона Александр Дрозденко.

Пятиметровая бронзовая скульптура представляет собой фигуры двух князей — Рюрика и Олега, опирающихся на щит, олицетворяя собой защиту государства, мощь и силу русского народа в порыве искренности, анонсирует правительство региона. Стоит она 22,5 миллиона – добавляем от себя в справку.

Чуть ранее, в августе, произошло менее помпезное событие. На месте запроектированной лестницы к памятнику была обнаружена стоянка людей времен неолита. Такая древняя, что тогда даже не было Невы. Суть находки озвучил доктор исторических наук, директор института истории материальной культуры академии наук Владимир Лапшин.

- Стоянка эпохи неолита, площадью около 40 метров, которую мы датируем примерно III тысячелетием до н.э., скорее всего, является остатками небольшого поселения. Здесь найдено несколько сотен элементов керамики, кремневые орудия и кремневые "отщепы", отходы производства. Больше количество "отщеп" дает основания предполагать, что на этом месте существовала мастерская, обеспечивавшая нужды поселения, — сообщил 47news академик.

Академик Лапшин рассказал о занимательных фактах. Например, что тогда на берегах нынешней реки Волхов располагались широколиственные леса, а уровень воды в водоемах и ее температура были существенно выше современных. "Климат был на уровне Курской и Орловской областей", - привел пример собеседник 47news. Найденная стоянка - одна из десятка, обнаруженных на территории Ленобласти. Но уникальная, поскольку ее подложку составляет морена из обломков горных пород, перенесенных ледником 10 тысяч лет назад, а поверх стоянки был слой донных отложений Ладожского озера, которое на какое-то время покрывало эту местность.

- Поэтому стоянка так хорошо и сохранилась. Теперь мы знаем высотные отметки эпох. Это очень поможет в дальнейших раскопках, касающихся, например средневековья. Просто будем понимать, на какую глубину копать. Все экспонаты собраны и после очистки будут переданы в музей Старой Ладоги, а на месте стоянки будет лестница к памятнику, — подытожил академик Лапшин. И поспешил успокоить: "Не волнуйтесь, это называется охранной археологией".

На не очевидный вопрос 47news, стоит ли закатывать в бетон редкую стоянку такой давности даже ради Рюрика, глава комитета по культуре правительства Ленобласти Наталья Кононенко ответила однозначно: "На том месте уже залили лестницу к памятнику. И поймите, с нашей точки зрения, стоянка не требовала консервации. Нам ее археологи сами отдали". "Мы все равно эту лестницу в следующем году будем сдвигать. Там еще и остатки крепости 17-го века обнаружили", - поделилась Кононенко планами на будущее.

Тут журналисту стало обидно и за стоянку, которую специалисты института истории РАН именуют в своем релизе "Ладогой до Ладоги", и за людей неолита, которым ученые приписывают сложную и разнообразную духовную культуру.

За третейским мнением захотелось обратиться к коллеге – бывшему тележурналисту Александру Невзорову, который в своем "Происхождении личности и интеллекта человека" подробно исследовал мироощущение первобытного человека. Он умерил драматизм ситуации и интересно рассказал о неолите.

К представлениям историков о первобытном мире Невзоров относится скептически. "Когда историки занимаются палеоисторией, они все равно остаются историками. И по двум условным буквам пытаются воспроизводить содержание огромной книги, делая это очень самоуверенно. Приводятся аргументы из области беллетристики для поддержания существующего стереотипа — то есть факты натягиваются на теорию. И не забывайте, что время неолита - это время и падальщичества и каннибализма и беспорядочных половых отношений. Так что о сложной и разнообразном культуре и духовном мире в той среде говорить странно. Просто у историков не хватает мужества оставлять белые пятна как принято в науке. Поэтому вся палеоантропология фантазийна. Как, впрочем, и история о Рюрике".

Делать из такой стоянки шоу, по мнению Невзорова, очень дорогое удовольствие. "Ее надо накрывать куполом как на Палатинском холме в Риме, где мы можем взглянуть сквозь стекло на павильон, где ведутся раскопки. Там потрясающе это сделано. Но нужна инфраструктура вокруг. Жилье для археологов. И этот городок не окупится никогда. Но это шоу могло бы пожрать треть бюджета Ленобласти. Да и не поедет японец-турист в такую даль".

На этом фоне памятник Рюрику и Олегу обошелся областной казне гораздо дешевле. Но, по мнению Невзорова, и эти траты напрасны.

- Это исторически типичный для России чиновничий захлеб примитивным патриотизмом и абсолютно выдуманной историей. В данном случае о Рюрике.

Виктор Смирнов,

47news