2 сентября между Петербургом и Выборгом начнет курсировать скорая электричка "Ласточка". Электропоезд будет делать остановки на станциях Удельная и Зеленогорск.

Время в пути на всем маршруте составит 1 час 15 минут, сообщили "Фонтанке" в пресс-службе Северо-Западной пассажирской компании. "Ласточка" заменит на маршруте нынешние электропоезда-экспрессы, которые преодолевают расстояние от Финляндского вокзала Петербурга до Выборга за 1.30 – 1.40 в зависимости от рейса.

Обслуживать "Ласточку" будет Северо-Западная пригородная пассажирская компания. Проезд осуществляется по обычным пригородным билетам. Стоимость проезда – такая же, как и в других электричках. Билет от Финляндского вокзала до Выборга обойдется в 282 рубля, а от Удельной до Выборга – 267 рублей.

По будним дням будут курсировать три пары "Ласточек" (отправление из Петербурга в 8.05, 18.15 и 20.45, из Выборга – 7.08, 13.07, 20.57), по выходным – на одну больше (из Петербурга – 10.35, из Выборга – 15.16).

РЕШЕНИЕ НАЗРЕЛО ДАВНО

Запуск "Ласточек" между Петербургом и Выборгом был анонсирован еще весной 2013 года, однако без объяснения причин его отложили на два года. Уже в 2013-м запуск таких электричек казался очевидной необходимостью. Во-первых, маршрут востребован: все-таки Выборг – второй по размерам город Ленобласти. Во-вторых, инфраструктура готова: на маршруте Петербург – Выборг курсирует скоростной поезд "Аллегро", соответственно, все пути пригодны к скоростному движению "Ласточки", которая может развивать скорость до 160 км/ч. Но проект реализован только теперь.

Для петербуржцев "Ласточка" уже знакома. Она курсирует на маршрутах Петербург – Петрозаводск, Петербург – Бологое и Петербург – Великий Новгород. Однако во всех этих случаях "Ласточка" идет как поезд дальнего следования. Составы обслуживают Дирекция скоростного сообщения и Федеральная пассажирская компания. Соответственно, билеты на такие "Ласточки" можно купить только в кассах дальнего следования (или через Интернет) по паспорту.

"Ласточка" в Выборг станет первым опытом использования в Петербурге скоростных составов на пригородных линиях. "Мы рассматриваем и другие направления для запуска "Ласточек". Например, северное. Однако пока никаких решений не принято", – сказала "Фонтанке" пресс-секретарь Северо-Западной пассажирской компании Юлия Войтович.

КТО И КАК ИСПОЛЬЗУЕТ "ЛАСТОЧКУ"

"Ласточка" появилась в России в 2012 году. РЖД массово закупили эти составы для организации перевозок во время Олимпиады в Сочи. В настоящее время в России более 50 таких поездов. Большинство из них поставлено из Германии, с завода Siemens. Недавно "Ласточку" начали производить и в России – на "Уральских локомотивах" в Свердловской области (совместное предприятие группы "Синара" и Siemens).

В РЖД после Олимпиады решили массово использовать "Ласточку" как дневной сидячий поезд. Составы курсируют из Москвы в Смоленск, Курск, Орел и Нижний Новгород, из Краснодара – в Адлер и Ростов-на-Дону. В период повышенного спроса назначаются дополнительные "Ласточки" на маршруте Петербург – Москва.

А вот в качестве пригородного поезда "Ласточку" применяют неохотно. Вероятно, железнодорожники боятся вандализма, да и скорость пригородных перевозок в России такова, что использовать скоростную "Ласточку" часто бывает просто смешно. Так, "Ласточка" Сочи – Олимпийский парк находится в пути 50 – 60 минут, 7 раз в день, в то время как маршрутки тот же маршрут проходят за полчаса и ходят с интервалом в 10 минут.

Тем не менее единственный регион, где "Ласточки" активно используются в качестве пригородных поездов, – все тот же район Большого Сочи. Во-первых, "Ласточка" – это уже сочинский бренд. Во-вторых, инженерные решения линии Адлер – Красная Поляна делают этот поезд чуть ли не единственным, который может преодолевать путь в горы.

Таким образом, Петербург становится вторым крупным регионом после Кубани, который запускает "Ласточку" на пригородных линиях, однако здесь сполна будут использованы возможности состава.

1.15 – хорошее время для того, чтобы доехать до Выборга, а у поездов появляется неплохой потенциал для конкуренции с автобусами, которые ходят каждый час (а то и по несколько машин). При этом стоимость билетов сопоставима, но по времени в пути и уровню комфорта "Ласточка", конечно, обходит автобусы. К тому же автобусы приходят на Парнас, а "Ласточки" – в центр города.

Кстати, "Аллегро" из Петербурга до Выборга идет всего 55 минут. Так что у железнодорожников еще есть потенциал для того, чтобы сократить время в пути "Ласточки" до 1 часа. Но для этого надо будет отменить промежуточные остановки на Удельной и в Зеленогорске.

Кирилл Балберов,

для "Фонтанки.ру"