В штабе будущего губернатора еще не решили, отправлять ли регион в А.Д. Первый избранный глава Ленобласти Вадим Густов вспоминает, как 19 лет назад обещал всё возродить, но не дали этому свершиться президентские амбиции.  У Валерия Сердюкова на уме одна работа. Потому что спустя годы о них вспоминают по лозунгам.   

Губернаторская кампания-2015 в Ленобласти подошла к периоду агитации в средствах массовой информации. Выборы, как писал 47news, засушены  настолько, что ждать сенсаций неоткуда и не от кого.

Спустя десятилетия потомки вряд ли станут вникать в нюансы избирательной гонки, к которой нет интереса и у современников. Тем более что человеческий мозг устроен так, что напрочь стирает из памяти детали, оставляя главное. И единственная часть перипетий, способная удержаться в памяти, — это предвыборные лозунги.

К примеру, любой житель Санкт-Петербурга, даже бывший в 90-х годах в не самом сознательном возрасте, помнит плакаты на вертикальных и горизонтальных носителях с изображением Анатолия Собчака и надписью "Мэра — в губернаторы". И его оппонента Владимира Яковлева, первым повесившего пиджак за плечо с фразой "Впереди большая работа". Либерально-демократическое "Не врать и не бояться" тоже впилось в сознание не одного миллиона людей. Возможно, когда-нибудь нация распознает, что имел в виду будущий президент Дмитрий Медведев девизом "Так и будет".

В Ленинградской области образца 2015 года в этом плане разноголосица.

Либерал-демократ Андрей Лебедев идёт в сентябрь-2015 с лозунгом "Не мешайте работать", эсер Александр Перминов — под девизом "Честный местный", в агитматериалах кандидата от "Гражданской платформы" Александра Габитова прописаны слова "Будущее России. Здесь и сейчас".

Самым лаконичным можно признать Александра Дрозденко, символическая продукция которого украшена синей бабочкой (считается символом региона из-за схожести с формой географической карты) и красными буквами "Д. А.". Расшифровать их можно как "Дрозденко Александр".

Журналист 47news попытался выяснить в штабе действующего губернатора, можно ли назвать частицу полноценным лозунгом кампании.

- Да. Потому что Александр Дрозденко — это устоявшийся бренд субъекта, - утвердительно ответили нам.
- Но если брать первые буквы бренда, получается не "ДА", а "АД". Более того - "АД — Ленобласти", - начали рассуждать мы.
- Можно и так. Ад или Да. Какая, в сущности, разница.


По этому поводу бывший губернатор Ленобласти Валерий Сердюков в беседе с корреспондентом 47news заметил: "В советской истории был только один "Господин "Нет" - "вечный" министр иностранных дел СССР Андрей Громыко. На все предложения западных коллег по поводу открытия границ в различных сферах советского общества он отвечал "нет".

Получается, что, с точки зрения предшественника, Александра Дрозденко можно назвать "Господин "Да", что с позиции элементарной расшифровки ни капли не противоречит сути.

47news попытался выяснить посредством опроса интернет-поисковиков, чем запомнились кампании предшественников Александра Дрозденко. С удивлением удалось узнать, что в сети практически не осталось следов основных тезисов, каких-то 15-20 лет назад заполнявших умы сотен политтехнологов и тысяч людей, веривших в исполнение тех или иных фраз.

Как вспомнил победивший на выборах губернатора в 1996 году Вадим Густов, его главным посылом обществу была фраза "Возрождение России начнётся с Ленинградской области".

"Страна была полностью развалена. Откуда-то, с какого-то конца нам надо было начинать строить. Москва тогда денег не давала, и единственное, на что мы могли рассчитывать — на собственные ресурсы. На "КИНЕФ" (Киришский завод — ред.) мы рассчитывали, на лес, за счёт которого открывались целлюлозно-бумажные комбинаты. Благодаря им мы могли думать, что налоговые поступления не сократятся", - вспомнил Вадим Густов.

В 1996 году, напомним, выбирала не только область, но и страна — между коммунистом Геннадием Зюгановым и Борисом Ельциным. Состояние населения можно было оценить по расхожей на улицах фразе: "При Ельцине денег хватает на полбуханки ржаного хлеба. При Зюганове и этого может не быть".

Кстати, в 1996 году доллар стоил 5 тысяч рублей, буханка чёрного хлеба - 2 тысячи рублей, средняя зарплата в России — 845 тысяч рублей (169 долларов или 422 буханки хлеба).

В первый год после дефолта, в 1999 году, по воспоминаниям того же Густова, желаний придумывать лозунги у него уже не было. Страна немного начала привыкать к сытой жизни, но это "немного" продлилось буквально год. 17 августа 1998 года страна проснулась другой, а последствия отзыва лицензий у многочисленных банков обещали исправить не раньше, чем через семь лет.  
"Я был в команде Евгения Примакова, которого многие прочили в президенты. Глава администрации президента Александр Волошин прямо сказал мне: "Мы сделаем всё, чтобы вы не прошли". И я не прошёл. В регионе толком не было газа, было не до кричалок", - рассказал Густов.

На плакатах соперника Густова, Валерия Сердюкова, тогда красовались слова "Время работать". Это единственный девиз, который хотя бы отдалённо смогли вспомнить опрошенные 47news граждане, имеющие непосредственное отношение к нынешней избирательной кампании.

Кстати, в 1999 году доллар стоил 24,5 рубля, буханка чёрного хлеба — 7 рублей, средняя зарплата в России — 1500 рублей (61,2 доллара или 214 буханок хлеба).

В 2003 году, когда к власти пришёл Владимир Путин, а расхожим стал тезис о стабильности, идущий на выборы Валерий Сердюков от лозунгов как таковых отказался. В сети можно найти остатки немногочисленных интервью, где он объясняет это тем, что "дела минувших четырех лет говорят лучше, чем любые лозунги".

"У меня был единственный посыл обществу — нам нужно закрепить успех", - поведал по этому поводу Валерий Сердюков журналисту 47news.

Кстати, в 2003 году доллар стоил 30 рублей, буханка чёрного хлеба — 7 рублей, средняя зарплата в России — 5500 рублей (183 доллара или 785 буханок хлеба).

В том числе и по этому поводу Александр Дрозденко, во время одной из недавних поездок, тоже вспомнил: "Когда в 1995 году баллотировался в Кингисеппе, у избирателей было пять вопросов ко мне: дайте пенсию, потому что задерживали, питание в школах, потому что жрать было нечего, уймите бандитов, включайте по ночам свет и дайте зарплату". Через пять лет таких требований было уже двадцать. А сейчас и не посчитать".

Кстати, в августе 2015 года доллар стоит 65,5 рублей, ржаной хлеб — 52 рубля, средняя зарплата — 33 тысячи рублей (505 долларов или 634 буханки хлеба).
 

Юлия Гильмшина,
47news