Немец из местечка Гарделеген, призванный в армию в сороковом, оказался в "Крестах" в 1949-м. Его могли повесить, но через пару месяцев отпустили. 47news увидел в архивном деле гуталин и гуся, за которые на четверть века осудили маленького врага.
 
Масштаб смыслов - "Отечественная унесла 20 миллионов", "во Второй мировой погибло 50 миллионов" - превращается в арифметическую память. 47news нашел архивные дела, а в них парадоксальную жуть крохотных человеческих судеб в том беспощадном водовороте истории. Лица на тусклых фотографиях смотрят туда, где их уже нет. Они отражают космическую катастрофу, накрывшую страну 70 лет назад.
 
Унтер-офицер медслужбы Герман Кине был пленен 8 мая 1945-го в латвийской деревне Ламини в составе санитарной роты 21 авиаполевой дивизии. В ленинградских "Крестах" он очутился 2 декабря 49-го.
 
Немец родился в 1909 году в городе Гарделеген, Германия. Сейчас там живет 24 тысячи человек. Кроме номера, располагавшейся там военной части советских войск, Google ничего существенного не знает о местечке.
 
Герман был мобилизован в 1940-м году.
 
 
Кине работал кузнецом, а на войне получил специальность санитара. Образование было скромное - 8 классов народной школы. С его слов, не судим. Его отец, тоже Герман Кине, умер в 1926 году, а мать, Римули Герман, на год раньше. Их дат рождения пленный указать не смог. Жена Кине, Хильдигерт, родилась в 1908-м в том же городке.
 
В словесном портрете, отображенном в деле, Кине высокий с полной фигурой и опущенными плечами. Указаны и прочие мелочи словесного портрета, например, оттопыренность ушей. Не факт, что в случае побега это бы помогло. Писали наотмашь.
 
 
В постановлении об избрании меры пресечения от 23 ноября 1949 года написано:
 
"Я, старший оперуполномоченный СКР УМВД ЛО майор Никитин, рассмотрев имеющиеся материалы о преступной деятельности унтер-офицера бывшей германской армии, военнопленного Кине, призванного в бывшую германскую армию в 1940 г. плененного 8 мая 1945 в Курляндии (территория Латвии — ред.),
 
НАШЕЛ:
 
что Кине изобличается в преступлениях, предусмотренных ст. 1 Указа Президиума Совета СССР от 19.IV.1948 года, и, приняв во внимание, что Кине, находясь в лагере, может отрицательно повлиять на ход следствия суда
 
ПОСТАНОВИЛ:
 
мерой пресечения способа уклонения от следствия и суда в отношении Кине Германа избрать — содержание под стражей в тюрьме №3 УМВД ЛО, о чем объявить арестованному под расписку". 
 
Подписи Кине под документом нет. Спешка и поток.
 
При аресте у Кине был изъят ранец в виде деревянного чемодана. А в нем, согласно описи, обмотки, зеркало, брючный ремень, две пачки "чаю", коробка с гуталином, две железные коробки, расчески, две пачки "табаку", столовая ложка, три куска мыла, бритвенный прибор и комнатные туфли. Из ценностей нашего порядка у немца описали кольцо желтого металла пробы 585 и кольцо белого металла. И деньги были у Кине. Квитанция гласит о 18 рублях и 40 копейках. "Изъятое у меня при обыске в протокол внесено полностью, запись сделана правильно", - завизировал Герман Кине 3 декабря 1949-го.
 
Пять раз его вызывали на допрос. И каждый раз к майору Порядину в кабинет №5 и по делу № 15 147.
 
Уже 17 декабря председателю военного трибунала войск МВД Ленобласти военный прокурор передал дело Кине по обвинению в преступлении, предусмотренном указом президиума Верховного совета СССР от 19 апреля 1943 года "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников".
 
Кстати, что по части первой, которая гласила: "Установить, что немецкие, итальянские, румынские, венгерские, финские, фашистские злодеи, уличенные в совершении убийств и истязаний гражданского населения и пленных красноармейцев, а также шпионы и изменники родины из числа советских граждан караются смертной казнью через повешение", отметим, что указ был принят в 1943-м, когда уже был понятен исход войны.
 
А 24-го декабря был оглашен приговор именем Союза Советских Социалистических Республик: "...находясь на временно оккупированной территории СССР, совершил ряд злодеяний по отношению мирных советских граждан …при отступлении немецких частей ...следуя по маршруту на город Ригу ...Кине занимался грабежом имущества советских граждан...".
 
Также, каким-то образом, следствие установило: "...лично изъял 6-8 штук кур, одного гуся и теленка, а мясо употребил в пищу". Кине также инкриминируют и "подвиги" всей его санитарной роты: "...ими было изъято до 25 голов овец, до 150 штук кур и уток, 4 свиньи, одна корова и несколько голов телят". Точкой в обвинении стали слова: "Будучи в окружении занимался ограблением продуктов и картофеля".
 
Руководствуясь вышеуказанным указом Президиума Верховного Совета, но с поправкой на отмену смертной казни от 26 мая 1947 года, суд приговорил Германа Кине к 25 годам исправительно-трудовых лагерей. "Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в течение 72 часов", - заключил трибунал. И он, кстати, был обжалован. Правда, о судьбе кассации ничего неизвестно.
 
Обалдел ли Кине, услышав приговор в четверть века, можно догадываться. Но через два месяца, 16-го февраля 1950 года, он был интернирован в Германию.
 
Где, возможно, рассказал детям о превратностях войны. Вряд ли он признал свои зверства, а тем более гуся и картофель.
 
В той же анкете дела они указаны: Вернер, сейчас ему может быть 83 года, Лиза-Мари 1933-го, Герман 1935-го, Понтер 1937-го и Хайна, родившаяся в 1943-м.
 
Сегодня кто-то из них может жить в Саксонии, в городке Ухтспринге, куда вернулся Герман Кине. Там живет полторы тысячи немцев. Возможно, 72-летняя Хайна Кине 9 мая будет сидеть на тихой улочке в кафе и станет судачить о пустых провинциальных новостях.    
 
Виктор Смирнов,
47news