По мнению исчезающего народа водь, у них отбирают солнечный свет и напоминают о расстреле отцов, концлагерях в Эстонии и сталинских репрессиях. Ненароком на историческую боль наступили кингисеппские чиновники строительством здания. Опять без Владимира Путина и губернатора не обойтись. Хоть глава администрации Виктор Гешеле и пророчит: кто огульно хает власть, долго не проживёт.

Понедельник, 23 марта, наверняка войдёт в число значимых дат в истории коренного малочисленного народа, проживающего на территории Ленинградской области — води. На портале change.org, на котором люди со всего мира собирают подписи под петициями по различным проблемам, опубликован призыв "остановить общественно-деловую постройку в старых границах деревни Лужицы – последнем компактном проживании народа Водь". Её подписали уже 74 человека, а после того, как подпишут ещё 26,она будет в первую очередь направлена президенту России Владимиру Путину. В социальной сети "ВКонтакте" выложены сканированные копии 104 подписей под аналогичным обращением.

В качестве справки: водь — малочисленный финно-угорский народ, относится к списку исчезающих. По официальным данным в Ленобласти их 33 человека, а всего в России — 64. По данным же жителей деревни Лужицы, в неё как минимум 90 домов, в которых проживают представители народа.

Судя по данным активистов, над деревней Лужица Усть-Лужского поселения Кингисеппского района нависла угроза появления второй очереди административно-гостиничного комплекса. Ещё в 2011 году земельный участок площадью 12270 квадратных метров предоставлен ООО "Юнифракт Шиппинг" для строительства объекта, первая часть которого должна из себя представлять отель на 21 номер, вторая — на 38 номеров. Никаких жалоб, как сообщает в письменном виде местным жителям администрация Кингисеппского района, с тех пор не поступало, хоть граждане и были извещены в газете "Восточный берег" о планах по появлению нового сооружения.

"Все объекты будут объединены единой стилистикой и представлять собой законченный архитектурный ансамбль <…> будут учитывать особенности данной местности <...> и создание комфортной среды как для посетителей гостиничного комплекса, так и для жителей деревни", - уточняет администрация Усть-Лужского сельского поселения. Кингисеппская городская прокуратура дала аналогичный ответ — строительство законно, поводов для мер прокурорского реагирования нет.

Фотография гостиницы первой очереди приводится в социальных сетях.

водь4.jpg фото из "ВКонтакте" Людмилы Чёрной

Обычная для России история привела деревню Лужицы в боевое настроение. Жители вспомнили свою историю и пришли к выводу, что строительство отеля "отберёт у них солнце", а народ и вовсе исчезнет.

“У нас сложился уклад жизни, в деревне нет чужих людей и даже не нужно запирать двери, уходя из дома. С приходом чужих людей уклад нарушится, и людям придётся переезжать", - передала обстановку, царящую в деревне, одна из жительниц, Людмила Чёрная.

В сети "Вконтакте" распространяется открытое письмо 74-летней матери Людмилы, Антонины Чёрной, "несовершеннолетнего узника концлагерей, жертвы сталинских репрессий". Она вспоминает, что народ води пережил многое на своём веку. И 1939 год, когда как врагов народа расстреляли отцов и дедов. И 1943 год, когда стариков, женщин и детей переселили в концлагеря Эстонии. И нищенскую жизнь после окончания войны, когда "за 25 километров от деревни приходилось ходить отмечаться в НКВД, а выживали только за счёт мха, лебеды, коры деревьев, лапника".

И через полвека после того, как все невзгоды были преодолены, "всё это хотят отнять чиновники". "Утром вместо солнца мы будем видеть забор комплекса", - прогнозирует Чёрная. В планах по строительству комплекса она видит мрачные перспективы: "придётся уезжать с наших мест, и не будет малой народности Водь, но будет комплекс с заболоченной землёй". "Неужели 39-й год и 55-й год снова повторятся?" - вопрошает Антонина Чёрная.

Эти слова для руководства Ленобласти уже не так обидны. Так как жители другого поселения в Кингисеппском районе, ижоры из Вистино, год назад обвиняли губернатора Александра Дрозденко в геноциде. (А после геноцида, ущемление в солнце – полная ерунда). И это несмотря на то, что правительство уделяет малым народам дорогое внимание.

В 47 регионе есть программа этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов, о которой ответственные за этнополитический блок чиновники упоминают при каждом удобном случае. Только в 2015 году на неё потратят 15 миллионов рублей. Культуру малых народов всячески пропагандируют в массах, особенно с помощью создания мультфильмов и специализированных сайтов

В администрации Усть-Луги скепсиса жителей деревни не разделяют. Более того, местные чиновники говорят, что им представители народности не заявляли ни по поводу мрачных перспектив, ни по поводу воспоминаний о сталинских временах. "Мы обсуждали этот вопрос с двумя жителями деревни Лужицы. По их данным, планы по строительству гостиницы "залезли" на частные огороды. Администрация будет разбираться насчёт огородов, и если информация подтвердится, строительство перенесём. Ни о каком 39-ом годе речи не шло, более того, мы поддерживаем культуру води, через несколько месяцев откроется музей, всячески помогаем развивать их культуру. Получается, что обществу они акцентируют внимание совершенно на других вещах", - рассказал заместитель главы администрации Усть-Лужского сельского поселения Алексей Логинов.

Скорей всего, в случае, если с ситуацией не справится местная власть, в дело придётся вмешаться руководству региона. И как минимум пообещать, не допустить описываемого трагического исхода событий. С учётом пристального внимания, которое уделяют малочисленным народам в Москве, обидеть их представителей сейчас — то же самое, что случайно задеть афроамериканца. Вроде, толкнул просто человека, но обвинят как минимум в расизме.

Безусловно, использовать в качестве аргумента для протеста в деле об огороде историческое наследие народа иррационально. Строительство гостиницы вряд ли уничтожит какое-либо национальное наследие, также вряд ли это повлияет на развитие исчезающего языка.

Однако в коммунальной борьбе становится выгодным описывать историческую боль, передаваемую из поколение в поколение. Предание о расправе тоталитарного режима с конкретными людьми становится щитом против любых неурядиц, ведь нынешняя власть априори не может принять на себя вину за прошлое, но в то же время есть место и комплексу вины.

В этой ситуации малый народ можно сравнить с ребёнком, которому в большой семье оказывают особое внимание за праздничным столом. Дитё в таком случае может поступать иррационально, например, запретить всем есть манную кашу, потому что считает её невкусной. Сложней всего в таком случае выбрать поведение отцу ребёнка, который вроде как должен стукнуть по столу, но это будет противоречить заведённым принципам.

Винить же в подобном поведении нужно взрослых. В данном случае в этой роли выступало областное правительство, которое чрезмерным проявлением внимания малым народностям помогало гипотетическим протестам и обвинениям себя же во вселенских грехах. Вместо, к примеру, грамотного разъяснения об инвестициях или хотя бы напоминания о том, что от прошлого пострадали не только они.

О том, как собирается выходить из ситуации глава администрации Кингисеппского рйаона Виктор Гешеле, корреспонденту 47news узнать не удалось, поскольку он по традиции не отвечал на телефонный звонок. Вот мы и посчитали, что в качестве ответа можно использовать фразу, которую он произнёс недавно на пресс-конференции. Цитату приводит кингисеппская газета "Время". 18 марта 2015 года:

​- А кто дальше будет сеять смуту, паниковать и огульно хаять власть, обвиняя её в бездействии, тот долго не проживёт, - неожиданно вставил в завершение встречи Виктор Гешеле.

геш1.jpg

Юлия Гильмшина,

47News