ОНФ заставляет власти экономить на имидже, а Ленобласть настаивает на своем информационном пути. Пара миллионов потрачены на интерактивную карту аварийности, проект "открытый диалог", освещение коренных традиций. Рентабельность продуктов оценивается ежедневно в посещения 20-ти человек. Глава комитета по печати Радин пеняет на безвыходность, а в ведомстве местного самоуправления есть вера в будущее.

Общероссийский народный фронт (ОНФ) на втором дне форума "Госзаказ-2015", в четверг, 12 марта, озаботился вопросом закупки органами власти информационных услуг. Организация предложила на законодательном уровне регламентировать бюджетные расходы на информирование населения так, чтобы деньги тратились только на оповещение населения о государственных услугах, а не на освещение деятельности чиновников и не на поддержку СМИ. Заодно предлагается проверить обоснованность трат на медийное продвижение деятельности власти нескольких регионов.

Как считает 47news, перед тем, как размышлять о сокращении информационных бюджетов, стоит изучить качество продуктов, создаваемых на казённые деньги. Для этого мы просмотрели несколько проектов, созданных на госсредства и имеющих целью освещения жизни субъекта.

В декабре 2014 года из бюджета Ленобласти выделили 592 тысячи рублей на разработку и внедрение на сайте администрации страницы "Интерактивная карта аварийности на дорогах Ленинградской области". Исходя из текста технического задания, ясно, что комитет по печати и связям с общественностью посчитал необходимом "повысить уровень информированности пользователей интернет о текущем состоянии аварийности на автомобильных дорогах".

Карта аварийности.jpg

Исполнитель, частный предприниматель из Пскова Игорь Ляховский, с задачей явно справился. Он разработал "приложение и модуль управления данных по аварийности". Приложение представляет из себя карту региона. При наведении на название каждого из районов выскакивает табличка с количеством дорожно-транспортных происшествий и их причинами.

Но есть нюанс: указаны данные за январь-ноябрь 2014 года. То есть, в принципе карта готова к эксплуатации. Но отчего-то популярностью явно не пользуется, ни у разработчиков, ни у пользователей. Даже, несмотря на то, что, по данным 47news, инициатором ее появления был губернатор Александр Дрозденко.

Судя по статистики посещаемости, в среднем в день сервис "автокарты" посещает 19 человек.

Причина, по которой так вышло, есть в аукционной документации. По ней, срок исполнения работ — 23 декабря 2014 года. Последняя дата обновления страницы — 25 декабря 2014 года.

На разработку сервиса "Общество и власть. Открытый диалог" ушло 400 тысяч рублей. Судя по техзаданию, комитет по печати целью проекта видел "повышение гражданской активности жителей Ленобласти".

Диалог и общество.jpg

Петербургская web-студия "Кторстудио" сервис разработала. Предполагается, что на сайте можно обсуждать общественные инициативы. Если опираться на анализ этой страницы, можно прийти к неуютному выводу об отсутствии гражданского общества в Ленинградской области. Тем для обсуждения всего шесть, они весьма актуальны: про ограничения на госзакупки корпорации Apple, про меры по поддержке киберспорта в России.

Чуть смущает количество участников обсуждения: от одного до двух.

Соцопрос настолько нелюбопытен гражданам, что корреспондент 47news успел подпортить жизнь вице-губернатору по ЖКХ и ТЭК Юрию Пахомовскому, дважды нажав с разных компьютеров на вопрос "сколько вы готовы платить за капремонт" кнопку "нисколько". Голоса всего, с учётом двух журналистских, три, и они одинаковые. Вышло, что 100% проголосовавших не хотят платить за капремонт. И тут со сроком оказания услуг тоже просто — до 20 декабря 2014 года.

В ноябре 2014 года комитет по печати выделили 750 тысяч рублей на разработку и внедрение версии сайта обладминистрации для слабовидящих. В техзадании шла речь об озвучивании текстовой информации портала "на основе технологии синтеза речи". Срок исполнения услуг завершился 23 декабря 2014 года. Но пока, ни на одной странице сайта корреспонденту 47news не удалось обнаружить действующего значка, озвучивающего текст.

Осенью 2014 году, по заказу комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям создан сайт коренных малочисленных народов Ленобласти. Целью в техническом задании значится "Популяризация этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов". На портал было выделено 200 тысяч рублей.

kmn.jpg

По наполнению ресурс отвечает задумке — на нём есть календарь памятных дат, выложены видеоролики, посвящённые истории народов, рассказывается о традиционной кухне. Вот только не ясно, каким образом осуществляется популяризация самобытности, если посещаемость ресурса — от 20 до 21 человека в сутки. То есть, на сайт заходит даже не каждый специалист комитета по межнациональным отношениям.

Это беглый взгляд на вопрос, отражающий эффективность государственного подхода к информированию граждан Ленинградской области по различным аспектам. Скорей всего, основную роль они выполнили — были учтены при составлении отчётов, в том числе в Администрацию президента.

Впрочем, речь о создании подобных ресурсов больше похожа на новости о строительстве того или иного театра. Можно много лет говорить об объёме выделенных денег на ремонт, о числе приглашённых гостей на открытие и о размере хрустальной люстры в зале. Но редко вспоминают, какой спектакль шёл во время этой премьеры.

Как тут не вспомнить солдатское: "Патронов нет, зато кухня такие щи сварила!"

С вмешательством государства в информационные вопросы примерно та же ситуация. Специалист, к которому попадает задание создать тот или иной продукт, заинтересован лишь в том, чтобы о проекте написали в отчёте, а не о том, чтобы продать его максимально возможной аудитории. Где под "продать" понимается как минимум тиражирование публике.

Невозможность перейти границу между формальным "надо" и настоящим "интересно" не упирается в наличие миллионов или миллиардов, а уж тем более не зависит от наличия коррупционной составляющей. Тем более что мотивированность претензии зависит не от количества нулей в контракте, а от итогового результата.

Иначе идем в канве вечных заготовок корпоративных подарков на Новый год: большинство компаний долго раздумывают, но в итоге считают самым правильным смастерить в типографии календарь с иллюстрацией собственного логотипа. Дарим, нам улыбаются, календарь тут же выкидывается. Порадоваться можно лишь за копировальную, которой, в данном случае, чем больше и хуже, тем прибыльней.

В областном правительстве знают о том, как правильно работает эта бизнес-модель, не многие. По сути — только губернатор Александр Дрозденко и вице-губернатор по ЖКХ Юрий Пахомовский, которые в силу характеров могут правильно подавать требуемые публике информации.

Отвечать же за продвижение выше упомянутых проектов официально должны два чиновника: председатель комитета по печати Андрей Радин и председатель комитета по местному самоуправлению Михаил Лебединский.

Андрей Радин отдал работе журналиста 22 года из 49. Корреспондент 47news спросил, почему он, как человек, знающий, что такое информационный повод, умеющий разворачивать сюжеты и масштабировать темы, допускает ситуации, при которых о посещаемости его проектов лучше помолчать.

В целом нынешний Радин согласился, что претензии обоснованы. Но, это если смотреть с точки зрения человека, работающего в частной структуре, а не в государственной.

"У нас в комитете нет достаточного штата для того, чтобы развивать подобные проекты. Да и ответственны мы были только за подготовку, а за поддержание отвечают уже другие комитеты. Заставить их работать я не могу. Так что со своей колокольни вы правы, если считаете, что деньги потрачены впустую. Но если смотреть изнутри, то задумайтесь, что такое государственная машина. Планы-графики были созданы еще за год до моего прихода, а для того, чтобы отменить какие-то статьи, нужно ещё столько же времени. Так что ничего поменять я уже не мог. Была задача и мы её выполнили", - отметил он.

У Михаила Лебединского журналист 47news спросил, не видят ли в комитете возможности потратить 15 миллионов рублей, запланированных на программу поддержки этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов Ленобласти в 2015 году, не только на мультфильмы и сайт, на который заходят не все его подчинённые. Но и, к примеру, на то, чтобы обратиться к певцу Сергею Шнурову, который своим шлягером сможет разнести проблеме малочисленных народов явно посильнее. К примеру.

Михаил Лебединский, в отличие от Радина, не согласился с критикой подведомственных ресурсов:

"Есть часть населения, для кого этот сайт интересен, это представители малочисленных народов. Сайт создан по их инициативе, даёт важную информацию о них и возможность им общаться с помощью данного инструмента. Тем более если сейчас туда заходят 20 человек в день не значит, что через полгода не будет больше. К тому же, посмотрите, на сайт заходят 600 человек в месяц, это далеко не мало, особенно с учётом того, что представителей малочисленных коренных народов Ленобласти не много по отношению к другим народам. Продвигать дальше мы его тоже будем. Кстати, если кто-то готов рассказать, как улучшить его продвижение, будем рады".

Корреспондент 47news не поспорил.

Так проще.

Юлия Гильмшина, 47news