Скандал с установкой сбора за безбилетный проезд в электричках дошёл до Москвы. СЗППК посчитало, что разрешено всё, что не запрещено. Тариф всё ещё не установлен.

В противостоянии между "Северо-Западной пригородной пассажирской компанией" (СЗППК) и областным правительством очередная тактическая победа досталась структуре РЖД. Вечером 20 февраля компания-перевозчик объявила, что решением Санкт-Петербургского УФАС дополнительный сбор, взимаемый с пассажиров за оформление билетов в электричках, не был признан незаконным. Пресс-служба СЗППК заявила о признании сбора законным.

Решения петербургского УФАС ожидали все заинтересованные в конфликте стороны. Так, 11 февраля необоснованным назвали введение сбора в Северо-Западной транспортной прокуратуре. Тогда в надзорном ведомстве 47news сообщили, что детальнейшие действия прокурора будут зависеть от результатов рассмотрения ситуации в УФАС, а также от реакции СЗППК.

Напомним, что дополнительные деньги за оформление билетов собираются с пассажиров с 1 января 2015 года. Изначально речь шла о ста рублях, которые пассажир должен заплатить сверх проездного тарифа в случае, если не купил билет в кассе, а оформляет его прямо в вагоне. Позже, ввиду многочисленных обращений недовольных граждан, сбор был снижен до 63 рублей. Снижение суммы сбора ни областное правительство ни прокуратуру не устроило.

В петербургском УФАС поспешили заявить, что сообщение СЗППК о "непризнании незаконности сбора" вводит граждан в заблуждение.

"Определением комиссии дело было передано на дальнейшее рассмотрение в Центральный аппарат ФАС России. Таким образом, решение о признании законными\незаконными действий ОАО "СЗППК" не принималось", - сообщили в пресс-службе петербургского антимонопольного ведомства.

"Подобное манипулирование фактами со стороны СЗПК считаю неприемлемым", - добавил руководитель управления Вадим Владимиров.

Говоря проще, принимать решение теперь будут в Москве. При этом, в петербургском УФАС продолжают настаивать, что все затраты СЗППК на обеспечение деятельности разъездных контролеров-кассиров уже учтены в действующем тарифе. То есть, оформление билетов этими контролерами не является дополнительной операцией, за которую следует взимать плату.

Как уже писал 47news, в Ленинградской области билетными кассами и терминалами оборудовано лишь 12% железнодорожных станций. Дополнительный сбор компания-перевозчик взимает только с тех пассажиров, которые могли купить билет в кассе, но сели в поезд без него. Безбилетным гражданам, севшим на станциях, не имеющих касс, дополнительный сбор не грозит.

При этом, если контролер не видел, на какой станции человек сел в поезд, ему придется полагаться на "честное слово" пассажира. Как будут решаться конфликты в случае, если версии контроллера и пассажира по поводу станции посадки не совпадут, не ясно.

Такая неопределенность не устраивает УФАС, которое подчеркнуло, что СЗППК не имеет возможности фиксации посадки пассажира на конкретной станции. Тем не менее, петербургские антимонопольщики решения о законности действий перевозчика принять не смогли.

"Это просто казуистика. То, что УФАС не признал незаконным действия СЗППК, совсем не означает, что они законные. Просто дело передано на рассмотрение по полномочиям в вышестоящую инстанцию", - сообщил журналисту собеседник в антимонопольном ведомстве.

В свою очередь в СЗППК полагают, что петербургские антимонопольщики не смогли вынести решение из-за отсутствия оснований признать сбор незаконным и просто сложили с себя ответственность.

"Изначально петербургское УФАС заявляло, что примет решение о правомочности действий СЗППК после заседания. Однако решения нет. Из чего мы сделали логичный вывод — петербургское УФАС не признало наши действия незаконными", - прокомментировала 47news пресс-секретарь СЗППК Юлия Войтович.

Напомним, что конфликт с введением дополнительного сбора, проходит на фоне более масштабного противостояния, связанного с определением основного тарифа на пассажирские перевозки. Здесь 3 февраля СЗППК одержал уже не тактическую, но значительную победу. Впервые с 2009 года регион согласился оплачивать перевозчику выпадающие доходы. Губернатор Дрозденко заявил, что стоимость километра проезда по территории Ленобласти будет снижена с 2,65 до 2,5 рубля, а недостающую разницу до экономически обоснованного тарифа компенсирует областной бюджет. При предполагаемой цифре в 2,75 рубля за километр, бюджет региона в 2015 году потратит дополнительно 335 миллионов рублей. При этом не исключено, что СЗППК определит и более высокое значение для тарифа.

"Пока официальных документов от комитета по тарифам Ленинградской области к нам не поступало, но мы ждем их в ближайшее время. Тогда мы сможем посчитать экономически обоснованный тариф", - объяснила Войтович.

Пресс-секретарь СЗППК не исключает, что документы из правительства Ленобласти поступят в компанию уже до конца этой недели.

За противостоянием структур как-то незаметно прошло значимое подорожание еще одного вида услуг для областных пассажиров. В СЗППК объявили, что стоимость абонементов на электрички подорожает сразу на 40%, а скидка на многоразовый проезд на превысит 5%. Новые цены начали действовать уже с 21 февраля.

Артем Шалякин, 47news