Ленобласть добивается отмены прямых выборов глав поселений. Вступился за них лидер справедливороссов Александр Перминов. Председатель комитета по МСУ Михаил Лебединский честно против. Александр Дрозденко уверен в мнении граждан, но есть диссонанс.

Ленинградская область вплотную подошла к развилке, таблички у которой гласят о праве выбора: развитие гражданских инициатив или укрепление застоя.

В конце января, на ближайшем заседании Законодательного собрания, депутаты окончательно решат, могут ли граждане напрямую избирать глав муниципальных образований.

В соответствии с нынешним законодательством, это право у граждан есть.

Хотя прописано оно лишь в уставе Новодевяткинского сельского поселения Всеволожского района, где руководит Дмитрий Майоров. Последние выборы там были в 2011 году, следующие состоятся в 2016-ом. В остальных 198 поселениях глава избирается из числа депутатов. То есть, в абсолютном большинстве случаев граждане решают, кому войти в совет депутатов, а дело парламентариев - назначить вожака. В случае с Майоровым его фамилия изначально присутствовала в бюллетене.

Однако, в конце мая у руководства региона появилась возможность муниципалов уравнять.

Напомним, весной президент Владимир Путин подписал законопроект об изменениях к 131-му федеральному закону, дающий регионам право выбора механизма формирования органов власти, а также объем их полномочий. Главной новацией, которую на федеральном уровне лоббировал Александр Дрозденко, является возможность у руководителей регионов напрямую вмешиваться в муниципальную политику на моменте выбора глав местных администраций. Помимо этого субъектам предоставили право менять рамки концепции системы муниципальных выборов.

Комитет по местному самоуправлению к середине декабря подготовил соответствующий законопроект. Его принятие должно было стать формальностью, однако на заседании парламента появилось не свойственное для областного ЗакСа бурление.

Члены фракции "Справедливая Россия" заявили, что законопроект подрывает основы Конституции. Прежде всего, как раз тем, что в нём не прописана возможность прямых муниципальных выборов глав районов. Сначала законопроект, напомним, провалился, однако, после сессии с народными избранниками была проведена беседа, в результате которой на документе всё же поставили гриф "принято в первом чтении".

Лидер эсеров Александр Перминов на этом не успокоился и на прошлой неделе, на заседании комиссии по местному самоуправлению потребовал внести во втором чтении поправки, разрешающие прямые выборы.

Первый заместитель председателя комитета по МСУ Иван Макаров, которому в принципе не присущи эмоции, вежливо засомневался в целесообразности предложения. И выразился в том духе, что иначе концепция документа разрушится.

Это не исключает выноса перминовских поправок на обсуждение коллег. Но тренд зафиксирован: правительство не желает допускать мысли о том, чтобы подпускать граждан к вопросу, кто ими будет руководить.

Позицию пояснил председатель комитета по местному самоуправлению Михаил Лебединский. "Нет смысла ломать копья, ведь на территории региона сложился порядок проведения многоступенчатых выборов глав поселения. Кроме того, федеральный закон, в том числе с нашими пожеланиями, определил возможность субъектам формировать особенности органов местного самоуправления, в том числе по принципу единообразия на территории субъекта. Оба порядка являются и законными, и демократичными, и легитимными. Наша позиция такая: прямые выборы на территории Ленобласти не нужны, поскольку в связи с ними на местном уровне появляются различные проблемы, в том числе с работой выбранных руководителей", - сказал он.

Главному справедливороссу Ленобласти мы задали другой вопрос:

- Александр, вы что, так за Майорова переживаете? Хотите помочь ему стать главой и в будущем?

- Майоров тут вообще не при чем, я с ним толком и не знаком. Я за принцип, - кажется, не соврал Александр Перминов.

При общении с другими чиновниками мы поняли: Суворовский,67 понять можно, ведь избранный населением руководитель не выгоден.

В случае любого, экономического или политического конфликта, он будет указывать на свою легитимность, а не оглядываться на мнение коллег. Дескать, не вы меня, а люди, взяли на эту должность, не вам и снимать. Тем самым он избавится от давления и непредсказуемости со стороны остальных. И региональной, и районной власти такого человека останется только терпеть, даже если они будут его считать вредным.

В неофициальных разговорах в Доме правительства ссылаются на два фактора.

Во-первых, прежде чем настаивать на независимости, муниципалам эту независимость нужно заслужить. То есть, как минимум рассчитывать только на свои силы в финансовом плане.

Во-вторых, всегда можно вспомнить об Алексисе Токвилле и его книге "Демократия в Америке". Он как раз описывает, что в Америке выборы тоже не прямые.

Впрочем, если рассуждать рационально, нужно было бы оставить теоретическую возможность плебисцита. Логика как в государственных вузах: поступить в институт международных отношений, к примеру, сложно, но никто не может сказать, что нельзя.

Но, видимо, сейчас решения в правительстве принимаются исходя из эмоциональных факторов. Напрямую в главы, с рейтингом под сто процентов, в предыдущем совете избирался Эдуард Чирко, которого выжить из политики удалось только с помощью уголовных дел. На месте Дмитрий Майоров, с которым администрация региона конфликтует открыто, по поводу принимаемых им градостроительных решений.

Что называется, нахлебались.

Тезисы можно было бы продолжить, если бы не известный факт: губернатор Александр Дрозденко уверен и готов участвовать в досрочных губернаторских выборах. В качестве основного аргумента — более-менее удачный (просто удачный уже прошел в минувшем сентябре) момент для легитимизации власти. Глава региона при таком становится не просто руководителем, которого когда-то выбрал из трёх претендентов президент, а имеющим всенародное доверие.

"Во-первых" и "во-вторых" нашлось, но диссонанс остался: то, что положено губернатору, не положено муниципальной власти.

Юлия Гильмшина, 47news