В областном "Театре на Литейном" - не культурная ссора. На днях директор уволил режиссера за пару прогулов. Худрук ответил подозрением в экономической корысти. Распря привела 47news к секретам финансирования регионального искусства. Новости оказались не интеллигентные и не творческие.
 
В "Театре на Литейном", учредителем которого выступает комитет по культуре Ленинградской области, заметен нешуточный понятийный раздор. Директор творческого учреждения Андрей Лобанов 12 декабря уволил главного режиссера театра Игоря Ларина (по паспорту Заварин). На казенном – это значит: расторг трудовой договор. Фундаментом решения стали две докладные, закругленные актами о прогулах 5 и 8 декабря 2014 года. Основание - нетривиальное для театральной среды. Оно более походит на финальный аккорд внутренних дрязг, поскольку Ларин работает в театре с июня 2012 года и документарно по статье "прогулов" не проходил.
 
"Это просто бред, режиссеры зачастую работают в двух театрах, и в принципе люди творческие. Так не принято", - поделился с 47news директор петербургского "Большого Театра Кукол" Александр Калинин. Его поддержала директор "Театра на Васильевском" Алла Юдина: "Я ничью сторону не принимаю, но ситуация странная".
 
Как водится, в творческой среде вслед за увольнением последовало обращение к коллегам по цеху. Ларин написал о печальном состоянии "Театра на Литейном": низких зарплатах, долгах, а также заподозрил директора в интересе к деньгам, выделяемым казной Ленобласти. В качестве аргумента изгнанный упомянул, в частности, некую фирму "Вера", которой отдаются все заказы на декорации и костюмы.
 
Комитет по культуре Ленобласти является учредителем четырех государственных театров. "Театр на Литейном", "Драматический театр на Васильевском" (бывший "Театр сатиры на Васильевском") и театр "Комедианты" находятся в Петербурге, театр драмы и кукол "Святая крепость" - в Выборге.
 
В разговоре с 47news, Ларин назвал возможный контрапункт взаимоотношений с администрацией театра. "За пару месяцев до увольнения я направил в комитет по культуре предложение о создании для всех областных театров единого пошивочного цеха, поскольку изготовление декораций и костюмов на стороне обходится в очень большие суммы. Вероятно, потенциальная возможность уменьшения денежных потоков и привела к негодованию Лобанова", - рассуждает Ларин. По его словам, проект похвалили в комитете.
 
Необходимо пояснить, что финансирование театров складывается из трех составляющих: бюджет субъекта, субсидирование из федеральной казны и билетные сборы просто.
 
Как понял 47news, информация о конкретных цифрах по степени труднодоступности сравнима с таинством актерского мастерства. На сайте комитета культуры в разделе цифирной информации есть все, что угодно, кроме данных о финансировании театров. Директор "Театра на Васильевском" Алла Юдина и вовсе заинтриговала: "Информация о финансировании театров является секретной".
 
Пресс-служба загадочно себя не вела, в комитете по культуре рассказали, что быстро данные достать проблематично. Но в отличие от других, пообещали.
 
47news стал заинтригован и, предположив, что финансовый мотив в конфликтах зачастую генерален. Мы изучили доступную информацию о закупках областных лицедеев.
 
Согласно аналитической системе "СПАРК-Интерфакс", областные театры тратят не мало. Так, заглавный в этой истории "Театр на Литейном" в 2014 году заплатил коммерсантам за выполнение различных работ 21 миллион 777 тысяч рублей. 1,7 миллиона получила вышеупомянутая фирма "Вера". Самая большая сумма, почти в 10 миллионов, была пущена на аварийный ремонт системы отопления и противопожарного водопровода. 2,2 и 1,2 миллиона было потрачено на заказ костюмов у двух фирм. Отчет о прибылях и убытках театра доступен лишь за 2000 год. Но тогда прибыль составила 17 тысяч рублей, и мы решили не иронизировать. 
 
С тех пор отчет о доходах и убытках отсутствует в принципе.
 
"Драматический театр на Васильевском" совершил за 2013 год закупок товаров и услуг значительно меньше - на сумму 13 миллионов 634 тысячи. Самая крупная услуга оплаченная театром - поставка грузового фургона за 1,3 миллиона рублей. Театр немного заработал на оказании услуг администрации Василеостровского района Петербурга.
 
Отчет также отсутствует.
 
Театр "Комедианты" скромнее. За 2013 год он закупил товаров и услуг на 6 миллионов 230 тысяч. Предоставил услуг скромно, но, все же, 399 тысяч получил от администрации Московского района.
 
Отчета нет.
 
Предсказуемо самым скромным оказался выборгский театр драмы и кукол "Святая крепость". За прошлый год он заключил контрактов на поставку товаров и услуг на 1,2 миллиона рублей и отбил из них 60 тысяч.
 
Минус отчет.
 
Телефон директора "Театра на Литейном" Андрея Лобанова не реагировал на наши неоднократные попытки. Руководитель комитета по культуре Наталья Кононенко на момент подготовки публикации ответил смской: "Я не могу сейчас говорить... Перезвоню позже". С 47news связалась лишь владелица той самой фирмы "Вера" - Вера Чулкова.
 
"Года три назад высокопоставленные покровители одного из московских театров пролоббировали применение для театров принципа закупки у единственного поставщика, поскольку на конкурсы заявлялись в массовом порядке шарашки, которые даже офиса не имели", - рассказала Чулкова. Возможность пошива и изготовления декораций самими театрами бизнес-леди прокомментировала скептически: "Понимаете, в театрах народ творческий, но медлительный. А вот когда до премьеры остается пара недель и надо срочно все идеи претворить в жизнь, обращаются к коммерсанту, мол, выручай. И мы выручаем".
 
Репертуар "Театра на Литейном" широк. До Нового года идет "Святочный рассказ с приведениями" и "Где мой Париж?". Каникулы начинаются со спектакля "Свои люди – сочтемся". Тема при нынешнем состоянии нацвалюты верная. По Островскому в сценарии показана череда банкротств, так что возникает вопрос, можно ли доверять тому, на кого перепишешь добро.
 
Все же по-нашему мнению, это новости не из мира культуры, а из сферы финансов.
 
Виктор Смирнов,
47news