После черных понедельника и вторника банки перестают выдавать кредиты физлицам и меняют ставки ипотеки. 47news подсчитал, как будет дорожать простое и Armani. IPhone6 расчеты подтверждает.

После обвальной девальвации отечественной валюты 16 декабря, когда евро достиг знаковой стоимости в сто рублей,  курс сник.  К вечеру 17 декабря на Московской бирже евро опустился до 82,3 рубля, доллар до 66,2. Ровно месяц назад максимальная стоимость евро на торгах составила всего 59,5 рубля.

Многие обыватели наблюдают за родео иностранной валюты скорее с любопытством, нежели с тревогой. Одна из самых расхожих шуток — у меня даже рублей  нет, в обменник бежать незачем.

Как показывает практика, бежать в обменник действительно может быть незачем. Например, к вечеру 16 декабря во всеволожском отделении "Внешпромбанка" все доллары продали за 100, а евро за 120 рублей. В Сбербанке  города Светогорск евро были распроданы по курсу 99 рублей. Днем 17 декабря евро там продавались по курсу 89, но сотрудники сразу сообщили журналисту, что в наличии очень незначительное количество валюты.

Шутников понять можно, ведь покупка валюты для большинства соотечественников является либо способом накопления финансов, либо подготовкой к отпуску за рубежом. К стратегическим же интересам, способным серьезно взволновать обывателя, можно отнести размеры выплат по ипотечным и потребительским кредитам, оплату в рассрочку строящегося жилья и взятой в кредит иномарки. К тактическим — цены на продукты, одежду, бытовую технику и прочие товары массового потребления.

Как выяснил 47news, валютный скачок непосредственно отразится как на стратегических, так и на тактических направлениях.

Стратегия

Среагировав на неограниченную девальвацию рубля, в ночь с 16 на 17 декабря Центральный банк России (ЦБ РФ) повысил ключевую ставку сразу на 6,5%, до 17% годовых. Ключевая - процентная ставка, по которой ЦБ РФ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Для сравнения за весь 2014 год она выросла только на 5%.

Хотя  опрошенные журналистом специалисты финансовой отрасли единодушно полагают, что нынешний кризис явление кратковременное, свой эффект на банковский сектор он уже оказал.  Ставка по новым потребительским кредитам в ближайшее время может вырасти в полтора раза. Некоторые банки просто отказывают в выдаче  потребительских кредитов физлицам.  Другие уже не выдают ипотечные кредиты и даже пытаются отзывать уже одобренные или выданные, но не зарегистрированные в ФРС.

"Новые ипотечные кредиты в нашем банке будут выдаваться уже с учетом новой ставки, но по выданным ранее кредитам ставка не изменится. Конечно, в новых условиях такие кредиты банку абсолютно не выгодны, но кризис явление временное, а нам дальше работать на этом рынке. Что касается одобренных, но не выданных кредитов — будем искать индивидуальный подход в каждом отдельном случае",- прокомментировал 47news руководитель бизнеса ипотечного кредитования банка "Санкт-Петербург" Дмитрий Алексеев.

Руководитель консалтингового центра "Петербургская Недвижимость" Ольга Трошева считает, что претендентам на ипотечные кредиты сейчас  будет тяжело.

"Некоторые банки принимают заявки на ипотечное кредитование, но сразу предупреждают, что условия кредита могут измениться. Причем какой будет новая ставка, пока не ясно. Разумеется, клиентов такая неопределенность не может устраивать",- рассказала Трошева.

В целом, эксперты единогласно говорят о невозможности прогнозирования ситуации на рынке даже в краткосрочной  перспективе .

По сообщению СМИ, многие российские автодилеры, не определившись с индексацией цен, приостановили продажи иномарок. По информации игроков рынка после скачка курса евро "было запрещено выписывать счета даже для тех, кто уже оформил договор и внес предоплату. Машины отгружали только тем, кто оплатил их ранее".  При этом специалисты отрасли сообщили корреспонденту 47news, что иномарок в наличии в австосалонах практически не осталось.

"Даже в премиум-классе по салонам в наличии только несколько машин очень специфических комплектаций. На любителя",- заявил журналисту один из автотрейдеров.

Тактика

Продуктам питания следует ожидать очередного  подорожания. По мнению экспертов, существенно подорожают иностранные вина, бразильское и аргентинское мясо, импортируемые зимой фрукты и овощи,  а также отчасти молочная продукция, сыры и кондитерские изделия, ввозимые из-за границы.

Впрочем, пока цены на продукты стоят. Так, в пресс-службе группы компаний "О'Кей" заявили, что с момента валютного скачка прошло слишком мало времени, и пока стоимость продуктов в их гипермаркетах не изменилась. От прогнозов изменения цен в пресс-службе воздержались.

Непродовольственные товары иностранного производства или комплектации, значительное количество которых хранится на складах, подорожают не сразу. Как изменится их стоимость после появления в продаже новых партий, можно подсчитать при помощи простой математики. За последний месяц официальный курс евро вырос с 59 до 76 рублей, то есть примерно на 35%. Доллар США показал почти сходный в процентном отношении рост. Это и есть нужный коэффициент.

Для примера, пара мужских джинсов популярной в низком ценовом сегменте марки H&M подрастет с 2000 до 2700 рублей. Известные американские джинсы Levis 501, стоимость которых в фирменных магазинах составляет 4200 рублей, подскочат в цене как минимум до 5670. Ну а модные джинсы от Armani Jeans вырастут с 12000 до 16200 рублей, что  вряд ли озаботит покупателей вещей премиального класса.

Бюджетный телевизор от Samsung с диагональю экрана 81 сантиметр, подорожает с 15 до 20 тысяч рублей. А вот престижная 110 сантиметровая плазменная панель от LG скакнет с 160 до 216 тысяч за штуку.

Показателем грядущего роста цен на потребительские товары может стать популярный смартфон iРhone6. Его цена за месяц уже увеличилась даже не на треть, а более чем на половину, с 32 до 52 тысяч за самую простую модель. Из-за большого спроса эти смартфоны не залеживаются на складах и в продаже представлены аппараты из свежих партий, закупленных с учетом нового курса доллара.

За время написания статьи на мобильный телефон журналиста пришло сразу несколько рекламных СМС. Новым трендом рекламы уверенно становится предложение приобретать что-либо по "старым ценам". Близится новый год.

crysis.jpg

Артем Шалякин,
47news