У жительницы Кировска Ленобласти аферисты списали с карты Сбербанка сумму, которая пополнила капиталы мошенников на доверии. Псевдооператор Службы заботы банка за час узнала всю информацию, а потом призналась. Все произошло на официальном форуме, где люди просят совета. Герман Греф не для этого состязается с Google.

Чуть более месяца назад, 6 ноября, глава Сбербанка Герман Греф рассказал о новации. Как известно, Греф уже не первый год старается изменить восприятие вверенного банка в глазах граждан. Например, борется с очередями и преображает внешний вид сотрудников. На этот раз он анонсировал технологическую новинку.

ВКонтакте, самой крупной социальной сети России, появилась версия интернет-банка "Сбербанк Онлайн". Ее назвали "Легкой". Приложение можно найти на официальной странице госбанка ВКонтакте "Сбербанк: Банк друзей". На данный момент там зарегистрировано 1,4 миллиона человек. Ранее, Греф говорил, что в новых реалиях основными конкурентами Сбербанка станут не банки, а высокотехнологичные IT-компании — такие как Google, Amazon, Yandex. А, как известно, в этих глобальных системах координат массово обитают мошенники.

В 2013 году Россия оказалась лидером среди европейских стран по темпам роста убытков от мошеннических операций с банковскими картами. Объем потерь вырос на 27,6% по сравнению с 2012 годом (до 104,1 млн евро) и в 10 раз по сравнению с 2006 годом. С этим показателем Россия находится на четвертом месте среди 19 европейских стран, представленных в карте "Эволюция карточного мошенничества в Европе 2013". Опережают нас Великобритания (534,9 млн евро), Франция (428,9 млн евро) и Германия (116,3 млн евро) сообщала в августе нынешнего года "Российская газета".

47news стало известно о частном случае, из которых и складываются миллиарды.

В городе Кировске Ленинградской области копилку аферистов пополнила Тамара (фамилию она просила не упоминать).

10 декабря в отделение Сбербанка на бульваре Партизанской Славы, 12а, Тамара пришла получать ранее одобренный потребительский кредит в размере 150 тысяч рублей.

"Когда я оформляла кредит, выяснилось, что помимо самой высокой ставки в 22,5% меня "наградили" еще, как мне сказали, обязательной услугой - "Финансовым обеспечением кредита" в размере почти 10 тысяч рублей. На мои слова о том, что такая страховка мне не нужна, менеджер отделения Анна Таймасханова, которая оформляла кредит, сказала, что эта услуга введена недавно, с июля 2014 года, и без нее кредит вообще не дадут", - рассказывает Тамара. Женщина, жизненная ситуация которой не позволяла интересничать, подписала пакет документов. Но, поразмыслив, она решила поспорить с банком и вечером в воскресенье, 14 декабря, отправилась в интернет-плавание за знаниями. Так и набрела на упоминавшуюся группу "Сбербанк: Банк друзей".

В ветке обсуждения "Потребительские Кредиты" Тамара обратилась к присутствующим: "...взимают приличную сумму за так называемую "финансовую защиту кредита". Кто подскажет, что это такое, законно ли и как можно от этого отказаться?" Откликнулась пользователь Анна Чижевская, представившаяся оператором службы заботы о клиентах. Такая служба существует в Сбербанке уже несколько лет. Чем занимается - понятно из названия. Работает в режиме кол-центров в Волгограде, Ставрополе, Воронеже, Екатеринбурге и Омске.

На странице Чижевской была фотография женщины в форме Сбербанка: юбка, белая блузка и зеленый галстук. Офисное помещение как антураж. В переписке Чижевская общалась участливо, но в нужном формате. Сначала поинтересовалась, связывался ли кто-нибудь с расстроенным клиентом. Затем указала: "Продублируйте ваш вопрос". В ответе Тамара подробно рассказала о ситуации. Указав, в том числе, номер кредитного договора. Через 5 минут получила уверенное:

- Я проверила информацию, страховка может быть аннулирована и денежные средства могут быть возвращены на Вашу банковскую карту.

На возглас из серии: "Что для этого сделать", получила четкую инструкцию:
- Укажите номер карты и срок окончания ее использования для возврата страховки, я сформирую заявку.

Тамара, для которой 10 тысяч — сумма, повиновалась.

В ответ заботливый, но строгий оператор Анна сообщила, что в течении 10 минут будет произведена идентификация и спросила ФИО владельца. Получив ответ, Чижевская сделала паузу в 10 минут и сообщила:

- Банк отправил на мобильный телефон, подключенный к мобильному банку, проверочное сообщение партнера-идентификатора BeeLine. Уточните в sms-сообщении размер случайной проверочной суммы от 5,99 до 12,99 и, получив пароль, перешлите мне личным сообщением, … после проверки принадлежности карты будет выполнен запрос создания заявки на аннулирование страховки.

Указанная процедура стандартна для получения единовременного входа в интернет-банки многих кредитных учреждений. Пользователь, на сайте запрашивает пароль. В ответ система присылает на привязанный к интернет-банку мобильный смс с вопросом (в данном случае указание любой цифры в указанном промежутке). После ответа, на телефон пользователя приходит код для входа в интернет-банк, который генерируется системой автоматически.

Получив пароль, Тамара написала его заботливой Анне. Предварительно услышала стандартное предупреждение, которое слышали все клиенты кредитных учреждений. Но, с небольшим хвостиком:

- Обратите внимание: пароль подтверждения нельзя никому сообщать. В том числе сотрудникам банка за исключением оператора, оформляющего заявку.

Следующий и заключительный этап изъятия информации из воспитательницы прошел через мантры цифр и знаний:

- Проверка карты успешно пройдена. Для формирования запроса в системе процессинга на анулирование (возврата) страховки по протоколу Maestro КД 38333030 (10.12.2014) предоставьте мне следующую информацию: номер транзакционного листа (3 цифры с задней стороны карты) и текущий баланс карты с точности до копеек.

На самом деле, три цифры о которых идет речь, это трехзначный код для проверки подлинности карты при оплате покупок через интернет и других видах операций. О загадочном протоколе сеть не слышала.

Теперь у условной Анны Чижевской было все необходимое для списания средств. Они не замедлили реализоваться в смс на телефоне Тамары. Каждое из списаний надо было подтверждать приходящим кодом, который жертва исправно отправляла собеседнице ВКонтакте. Когда Тамара начинала артачиться, Анна Чижевская холодно подгоняла методом, который используют для нагнетания атмосферы голливудские сценаристы:

- Заявка будет закрыта через 16 сек., карта будет блокирована...

- Заявка будет закрыта через 10 сек., карта будет блокирована...

Кнут перемежался пряником:

- Это проверочные суммы. Баланс будет восстановлен после полного завершения заявки.

Окончание переписки было откровенным. Заботливый оператор Анна Чижевская, изменила стилистику и написала лаконично:

- Развела вас немного и хватит.

Всего у воспитательницы было списано 10 тысяч рублей Возможно, посредством анонсированного Грефом, приложения ВКонтакте. Операция заняла 1 час 10 минут. Деньги были переведены на телефоны БиЛайн 7 964 5904762 и 7 966 315 66 03. Оба оформлены в Москве.

В ответ на эмоциональное требование жертвы вернуть деньги, был получен, казалось бы, парадоксальный ответ:

- Я немного побаловалась, перевела с ваших карт все деньги на ваш счет/вклад.
Дальнейшее общение стало невозможно, поскольку псевдооператор с адресом "ограничил круг лиц, которые могут присылать ему сообщения", а затем и вовсе был удален администрацией соцсети "за нарушение правил пользования сайтом". Тем не менее, в распоряжении редакции есть скриншот страницы ВКонтакте с фотографией якобы Анны Чижевской.

Выяснилось, что из списанных 10 тысяч 5,5 были возвращены. В этом виден простой расчет. Посчитав сумму незначительной, пострадавший не пойдет в полицию. Так, кстати, и произошло в вышеописанной истории.

47news нашел еще одного участника группы Сбербанка ВКонтакте, на деньги которого претендовали мошенники. Пользователь "Марина" из Саранска все таки заподозрила неладное и на критическом моменте прервала общение с той же Чижевской.

"Вот и обратись с вопросом в группу, мало того на вопрос не ответят,так еще и обманут", - резюмирует на странице "Сбербанк: банк друзей" Марина. Пользователи также предполагают, что на странице действует целая группа мошенников: "На сайте действует своя компашка для поиска таких, как мы с вами", - делятся пострадавшие.

С точки зрения редакции, вышеописанная схема укладывается в так называемое мошенничество на доверии. Для афериста она сложнее тем, что психологическое воздействие возможно оказывать только через написанные слова, без помощи вербальных и невербальных приемов убеждения, а также без отслеживания сиюминутной реакции жертвы с целью ее правильной коррекции.

В пресс-службе Северо-Западного банка Сбербанка прокомментировали случай с Тамарой: "Традиционно в группе риска мошенников пользователи банковских карт, не соблюдающие правила безопасности. Сбербанк применяет различные виды защиты. К примеру, пароль для подтверждения операции приходит по SMS (при наличии услуги "Мобильный банк"), используется SMS-информирование о движении (списании/зачислении) средств по счетам клиентов, используется защищенное SSL-соединения с официальным сайтом "Сбербанк Онлайн", разработаны критерии "подозрительных активностей" и прочие меры безопасности". Среди рекомендаций банка есть и такое: "Не прислушиваться к советам посторонних, а также не принимать их помощь при проведении операций".

Виктор Смирнов, 47news