Педагоги Янинской школы в ноябре посетили Финляндию, где изучали внедрение механизмов поддержки инноваций в систему дошкольного, общего и профессионального образования.
 
Поездка состоялась при поддержке главы Заневского поселения Вячеслава Кондратьева и директора ООО "Дортранстрой" Владимира Агафонова.
 
Финская система образования на сегодняшний день одна из лучших в мире". Об этом свидетельствуют результаты исследования "PISA". По уровню грамотности и знаний молодых людей в математике и естественных науках Финляндия занимает из самых высоких позиций в рейтинге международной программы по оценке образовательных достижений учащихся.
 
Во время поездки особое внимание было уделено изучению вопросов организации образовательного процесса, системе коллективной и индивидуальной работы с учащимися по вопросам профессиональной ориентации, организации административной работы в образовательных учреждениях. С этой целью педагоги Янинской школы посетили финский муниципальный детский сад, школу и Восточно-Карельское народное училище в городе Пункахарью.
 
В Финляндии в детских садах дети находятся всего четыре часа. С помощью игры ребенку преподносятся азы математики, родного языка (чтение, письмо), естествознания и даже этики.
 
Почти все финские школы государственные. Помимо оплаты расходов на обучение, государство обеспечивает всех детей бесплатными учебниками, тетрадями, основными канцелярскими принадлежностями и питанием в школе.Частным школам в Финляндии запрещено взимать с учащихся плату за обучение: они финансируется правительством так же, как и государственные.
 
Обучение в школе начинается при достижении ребенком семилетнего возраста. Школьное образование является обязательным и продолжается девять лет. При этом первые шесть лет обучения принято считать младшей общеобразовательной школой, а последующие три – старшей общеобразовательной школой. Учебный год начинается в середине августа и заканчивается в конце мая. Уроки проходят только в одну смену. В субботу и воскресенье у детей выходные.
 
Отдельного внимания заслуживает и процесс обучения в школе. Он строится по системе: урок-домашнее задание-тесты. При этом домашние задания для финских школьников не играют той "зловещей" роли, какая закрепилась за ними в России, – когда в процесс их выполнения помимо самого ученика вовлечены почти все члены его семья. За контроль усвоения пройденного материала отвечает тестирование. Другой особенностью финской системы школьного образования является отказ от внутренней дифференциации в обучении. Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим на этой стадии обучения не приветствуется. Основными предметами обучения в школах Финляндии являются родной язык и второй государственный язык страны (финский или шведский), математика, физика, химия, история, обществоведение, биология, география, экология, иностранный язык, этика, физкультура, музыка, изобразительное искусство, ручной труд. Еще одна характерная черта системы обучения в школе – отсутствие экзаменов. Учащиеся не сдают их даже по окончании основной школы.
 
Окончив обязательную общеобразовательную школу, практически все выпускники, как правило, продолжают обучение. Среднее образование в Финляндии представлено двумя типами учебных заведений: лицей (гимназия) и профессионально-техническая школа. Плата за обучение в них не взимается, правда, за учебники и питание приходится платить.
 
Государство проводит инвестирование в образование каждого отдельного ребенка и поддерживает высокий статус учителя в обществе. Средняя зарплата финского учителя – 2500 евро в месяц. Среди выпускников школ популярность этой профессии очень высока.