Генеральная прокуратура вынуждена разбираться с делом ФСБ о контрабанде псевдонефти. Семь лет назад поезд с нефтепродуктами поставили на запасной путь. За это время в ситуации разбирались 33 судьи. В результате казне грозит 300 миллионов издержек.
 
В Генеральной прокуратуре РФ во вторник, 28 октября, прошло заседание рабочей группы по материалам предварительного расследования УФСБ по Петербургу и Ленобласти по уголовному делу в отношении гендиректора ООО "АНРИ центр" Ольги Захаровой. Заседание было инициировано уполномоченным по правам предпринимателей при президенте Борисом Титовым.
 
Главным вещественным доказательством и распрей в деле являются 158 железнодорожных цистерн со "стабильным газовым концентратом с мазутом". В цистернах - это восемь поездов, а в весе - 8,5 тысячи тонн. Смесь перерабатывают в топливо специальные заводы. На один из таких, расположенный в финском городе Порвоо, нефтепродукт и был отправлен из Зеленогорска Курортного района Петербурга в январе 2007 года. Тогда же цистерны были задержаны сотрудниками Выборгской таможни. Сотрудники решили, что в цистернах не мазут, а сырая нефть. Таможенная пошлина на нее выше на несколько процентов, но на круг это приличная сумма. Тогда речь шла о 24 миллионах рублей.
 
В марте 2007-го таможней было возбуждено уголовное по контрабанде и уклонению от уплаты таможенных платежей. В апреле этого же года дело было передано в следствие ФСБ. Цистерны к тому времени стояли на ответственном хранении у ОАО "РЖД" в тупике на станции Волховстрой. Затем были перелиты в емкости нефтебазы там же. В ценах на то время стоимость товара была 4,5 миллиона долларов.
 
Для выяснения состава задержанных нефтепродуктов 158 подписанных пробирок с пробами отправили в Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление в Петербург. Эксперты оценили состав как сырую нефть. Таможенники передали материалы предварительного расследования в ФСБ. Контрразведчики возбудили дело, провели свою экспертизу в том же центре. Но на второй раз в пробирках оказалась не сырая нефть, а тот самый мазут с газовым концентратом.
 
"Поймите, это серьезные исследования. Чтобы понять, что произошло нужно сравнивать две экспертизы. Смесевый продукт очень сложный. Нефть и стабильный газовый концентрат с мазутом очень схожи по внешним и физико-химическим признакам. Не забывайте также, что таможенная экспертиза накладывается на таможенные группы товаров. Все очень сложно", - прокомментировала 47news заместитель начальника центра Ольга Ясногородская.
 
Но отступать было поздновато. К тому моменту долг за ответственное хранение составил уже 130 миллионов рублей.
 
Параллельно шли суды в поле административной ответственности. С 2007 года по нынешний день прошло более 300 заседаний арбитража. Противостояли друг другу Выборгская таможня и "АНРИ центр". Первая, вторая, третья инстанции, Высший арбитражный суд. И так три круга. Всего рассматривалось 34 дела в отношении компании. Все выиграны коммерсантами. Кстати, та же компания Neste (грузополучатель злосчастных цистерн) подтвердила, что в цистернах был мазут, а не нефть. То есть оснований у ФСБ практически не осталось. Долг за хранения нефти тем временем рос.
 
В декабре 2011 года президент Медведев декриминализировал статью "контрабанда". Но в 2012 году вышел перечень стратегически важных товаров и ресурсов. В нем была нефть и продукты переработки. Это послужило основанием для продолжения расследования по статье "контрабанда". Хотя постановление обратной силы не имеет.
 
А в феврале 2013 года истекли сроки давности по статье "уклонение от уплаты таможенных платежей".
 
По данным 47news, областная прокуратура, в которую не раз обращалась компания, не против прекращения уголовного преследования. В феврале 2013 года она даже вынесла постановление о незаконности уголовного преследования Захаровой по статье "контрабанда" и стала ждать обвинительное заключение.
 
Генеральный директор "АНРИ центр" Ольга Захарова прокомментировала: "Сколько сейчас осталось нефтепродукта, и имеется ли он в наличии — неизвестно. Нас с адвокатом следствие не допускает к осмотру. Но есть факт. Когда мы получали в 2009 году от РЖД справку о количестве принятого на ответственное хранение товара, нам указали на 400 тонн, меньше чем было".
 
В Выборгской таможне на вопрос 47news ответили, что в производстве правового отдела такого дела нет.
 
В данный момент упорство УФСБ прагматично. Стоимость простоя 158 цистерн составляет почти 500 тысяч рублей в сутки. Еще 1,6 миллиона составляют процессуальные издержки в сторону ОАО "РЖД" за годы хранения вещественных доказательств. Накопилось более 300 миллионов рублей. В случае если дело Захаровой будет прекращено или она выиграет суд, платить за ФСБ будет федеральная казна.
 
В прокуратуре Ленинградской области и УФСБ нам отказали в комментариях.
 
Виктор Смирнов,
47news