Правительство Ленобласти думает, как пережить кризис. Госдолг ожидается неподъёмный, на Москву рассчитывать не приходится, помогать всем подряд перестанут. Финансового вице-губернатора Романа Маркова ждёт долгая дорога. Депутаты всех спокойней — им даже неинтересно.

Ленинградская область вступила в пору, когда надо понять, на какие средства жить региону в кризисном будущем. В понедельник, 27 октября, прошли нулевые чтения бюджета на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов. Парламентариям не нужно было принимать решения, их задачей было рассмотреть цифры под критическим углом, задавать вопросы, предъявлять претензии.

Корреспондент 47news тоже поприсутствовал на встрече двух ветвей власти. Двух часов хватило для того, чтобы вывести тезисы финансовой политики Ленобласти в период кризиса.

Тезис первый. Депутатам Ленобласти бюджет Ленобласти неинтересен.

За десять минут до мероприятия корреспондент 47news наблюдал пустой зал заседаний. За четыре минуты до мероприятия в зал вошёл экс-губернатор, а ныне депутат Вадим Густов (ушёл через сорок минут после начала обсуждения). По состоянию на 11 часов 10 минут в зале присутствовало 26 депутатов из 50, причём, несмотря на социальную направленность бюджета, почти полностью отсутствовала фракция "Справедливая Россия".

Такой подход задел даже невозмутимого спикера Сергея Бебенина. "Один из вопросов, который задают мне и губернатору вопросы по поводу открытости принятия бюджета. Вот по результатам слушаний мы и определимся, как общественность и мы сами участвуем в этом процессе", - сказал он.

Тезис второй. Александру Дрозденко надо больше всех.

Александр Дрозденко на нулевое чтение бюджета пришёл. С опозданием, потому что на утро понедельника у него было запланировано выступление на российском форуме, посвящённом стратегическому развитию регионов. Форум был на другом конце города, так что глава региона явно требовал нажать водителя на педаль. В отличие от более занятых парламентариев.

Несколько раз подчеркнул, что "принятие бюджета — это вопрос номер один на сегодня".

Тезис третий. Ленобласть зависит от цен на нефть.

Раньше, во время снижения мировых цен на нефть, руководство Ленобласти успокаивало население тем, что в регионе нет добычи нефти, следовательно, и зависимости от баррело-долларов.

Вице-губернатор-председатель комитета финансов Роман Марков ответственно заявил: "Многие говорят, где Ленобласть, а где цены на нефть. Уже сейчас наша жизнь вошла в более негативное русло, нежели мы планировали. Бюджет рассчитывался исходя из цифр 96 долларов за баррель, а сейчас цена упала ниже 83. Отсюда наши риски: можем недополучить 17% от бюджета. Это 8,7 миллиардов рублей налога, уплачиваемого консолидированной группой налогоплательщиков в нефтяной и газовой отрасли. И возможное снижение ставок акцизов на нефтепродукты в среднем в 1,7 раза, что может сократить наши доходы на 1,8 миллиардов рублей. Плюс ожидаемые возвраты налога на прибыль составят 1,5 миллиарда рублей".

Тезис четвёртый. Как раньше уже не будет.

В традиции российского государства экономическая игра: население знает, что наступил кризис, а власть этот тезис отрицает. Руководство Ленобласти нашло в себе силы с трибун официально говорить о том, что кризис есть.

"От того, как мы с вами сейчас поработаем, зависит то, как Ленобласть пройдёт кризисные времена", - без эмоций, смотря на полупустые столы, говорил финансовый вице-губернатор Роман Марков.

Позже он добавил: "Сегодня мы формируем бюджет в изменившейся стране".

Тезис пятый. На Москву не рассчитывать.

Объём безвозмездных поступлений из федерального бюджета сократится как минимум в два раза. С 12,4 миллиарда рублей до 6,4 миллиарда рублей. Ясности, на что именно не дадут денег, нет. Впрочем, непонятно, перечислят ли хоть какие-то деньги из Москвы. "Мы спрашивали в Полпредстве, нам ответили, что пока никакой надежды нет", - уточнил Марков.

Пока известно только то, что дотации на увеличение зарплат бюджетников, которые пообещал поднять Владимир Путин во время своей предвыборной программы, уменьшатся с 1,2 до 0,6 миллиардов рублей. Дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов не будет вовсе.

Дрозденко такое положение дел не устраивает и ему кажется, что он нашёл выход. Задачу будут решать силовым путём. "Вам, Роман Иванович, надо перебазироваться в Москву и выбивать деньги из Силуанова (министр финансов РФ — прим.ред.). Мы рассчитываем на приличное финансирование по здравоохранению и спорту, дорожному хозяйству. Ваша задача — вырвать из федерального бюджета сумму не меньше 12,4 миллиардов рублей. Мы сможем закрыть наши потребности только если получим эти деньги", - спланировал ближайшую жизнь Маркова губернатор.

Тезис шестой. Нет документов — нет денег.

И Роман Марков, и Александр Дрозденко объяснили, что те объекты, которые были обещаны, но на которые нет соответствующей проектно-изыскательской документации, в проект бюджета не попали. "Нет документов - нет денег", - сыронизировал губернатор региона Александр Дрозденко.

Например, не предусмотрен в следующем году крытый каток в Тосно или оздоровительный комплекс в Тельмана.

Тезис седьмой. Бонус к кризису — неподъёмный госдолг.

Общий кризис может привести к повышению процентных ставок, под которые Ленобласть может привлекать финансовые средства, с 8 до 11% годовых, то есть, на 37%. Если это произойдёт, проблем будет две. Обслуживание государственного долга увеличится к 2016 году с 2,2 до 3 миллиардов рублей, а сам государственный долг в 2015 году дорастёт до 24,9 миллиардов рублей, а в следующем году — до 30 миллиардов рублей.

"Такой госдолг для нас, конечно, неподъёмен", - обмолвился Роман Марков.

Тезис восьмой. Продадут всё, что купят.

Во время обсуждения дефицита бюджета зашёл разговор о том, как можно покрывать дефицит бюджета и откуда берётся государственный долг. "Госдолг берётся потому, что надо покрывать дефицит бюджета. Кроме как брать деньги в долг, покрывать его нам нечем. Можно было бы что-то продать или отдать на него дополнительные доходы, но продать нам нечего, а дополнительных доходов у нас нет", - сказал Марков.

"Продать нам может и есть что. Вот только купят ли?" - задался вопросом Дрозденко.

Тезис девятый. Помогать всем без разбору перестанут.

"У нас совершенствуются меры социальной поддержки. Они у нас подразделяются на те, что имеют критерий нуждаемости и тем, что не имеют критерий нуждаемости. В той ситуации, которая сейчас у нас складывается в стране, мы не можем давать поддержку всем без разбора", - выразился Роман Марков.

Тезис десятый. Зарплаты и детские сады не тронут.

Правительство Ленобласти не видит поводов для сокращений зарплат бюджетников. Даже несмотря на тезис номер пять, который говорит о том, что из Москвы помогать в этом направлении не будут. Наоборот, учителя и врачи могут ждать повышения довольствия. Точно также, как не стоит беспокоиться за строящиеся детские садики, которых будет построено в следующем году 16 штук.

Потому что им это обещал Владимир Путин во время предвыборной программы.

Тезис одиннадцатый. Кризис не заденет святое.

В бюджете на следующий год заложено 78 миллионов рублей на реставрацию памятников Великой Отечественной Войны к 70-летию Победы. "Все работы, которые можно было сделать, уже сделаны. Не будут же их начинать зимой или весной. Так что кризис Дня Победы не коснётся", - заверил Роман Марков.

Тезис двенадцатый. К самому худшему готовы.

На вопрос, готов ли бюджет Ленобласти к стрессовой ситуации, Роман Марков ответил так: "Мы приглашали специалистов из Минфина и проводили честный стресс-тест на предмет того, как экономика Ленобласти выдержит санкции и снижение цен на нефть. На бумаге планов ещё нет, но в целом мы понимаем, что должны делать в критической ситуации".

Цифры вкратце.

Доходы Ленобласти на 2015 год планируются в размере 77,4 миллиардов рублей. Из них собственные — 71 миллиард рублей, а безвозмедные — 6,4 миллиарда рублей.

В самом крайнем случае (если Марков не поедет в Москву) бюджет Ленобласти лишится федеральных 6,4 миллиардов рублей и 11 миллиардов "нефтяных" рублей. То есть, в худшем варианте доходы составят 60 миллиардов рублей.

Расходы Ленобласти запланированы в сумме 83,1 миллиард рублей.

Предельный дефицит, который возможен по законодательству — 10 миллиардов рублей.

Итого, если дела пойдут совсем плохо, Ленобласти нужно будет искать, как сократить расходы на 13 миллиардов рублей.

Юлия Гильмшина, 47news