Актер нового фильма Андрея Кончаловского "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" рассказал, как, не желая того, попал в кино и участвовал в развале СССР за 14 минут. Полковник объяснил, как стал генералом и почему в Тайцах не увидели самолет Руста.
 
"Первый канал" поздним вечером воскресения, 19 октября, показал премьерную киноленту Андрея Кончаловского о почтальоне из архангельской глубинки. Картина "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" взяла "Серебряного льва" Каннского фестиваля 2014-го за лучшую режиссуру. Тряпицина и местных жителей сыграли местные жители и почтальон Тряпицын.
 
"До конца будут смотреть только те люди, которым это интересно. Это очень важно, чтобы человек мог выключить, если это не его музыка", - сказал сам знаменитый режиссер.
 
В редакцию 47news заглянул один из актеров, сыгравший в этой картине генерала Плесецкого космодрома, Александр Молчанов.
 
58-летний Александр Молчанов родился в деревне Шиловская Плесецкого района Архангельской области. Окончил Ярославское зенитно-ракетное военное училище. Служил в Бакинском округе ПВО. В группе советских войск служил в Германии, потом в Прибалтике. Затем окончил Академию генштаба и был на космодроме в Плесецке полковником.
 
- О чем фильм?
- Реалистичный фильм о нашей русской северной глубинке. Не знаю точно, какой сюжет закладывал Кончаловский, но он очень талантлив. Как такового сценария не было. Он решил снять фильм о почтальоне. Плюс там заказ небольшой был от "Почты России". Кончаловский объехал несколько местностей и остановился на нашем почтальоне Алексее Тряпицыне, который живет в глухой деревне на территории Кенозерского парка. Он обслуживает много деревень, развозя почту.
 
- Это реальный человек?
- Да. И он выполняет большую соцфункцию. Не только почту развозит и пенсии. Он там и хлеб покупает, и лекарства.
 
- А ваша роль в фильме?
- Я сыграл начальника Плесецкого космодрома генерала, который прилетел на рыбалку.
 
- А что за генерал?
- Начальник Плесецкого космодрома (в 1999 году Молчанов уволился из Вооруженных сил, покинув службу командира ракетного полка на Плесецком космодроме в звании полковника — прим. ред.). Там небольшой эпизод — генерал прилетел, порыбачил, на прощание выпил.
 
- С почтальоном?
- Нет, в принципе, один. Они рыбы наловили, и генерал улетел. Был еще эпизод, когда у почтальона мотор от лодки украли. Он и говорит: "Поеду я к начальнику космодрома". Приезжает. Его пропускают, и в этот момент начинается вывод ракеты на старт. Ну, почтальон, видя все это и суету, говорит, что, мол, не надо беспокоить генерала. А потом, уже сидя в деревне, видит, как из-за леса выходит ракета.
 
- По-настоящему?
- Ну тут, конечно, немножко монтаж был. Ракета реальная, просто из-за леса в тех местах ее не видно.
 
- Сколько вас снимали?
- Минуту экранного времени целый день снимали. Дубли, репетиции. Кончаловский сам руководил. Огромной энергетики человек, несмотря на 76 лет. Очень тактичный. Нет у него мелочей. Вплоть до того, как мусор должен лететь после взлета вертолета, как я руку должен был опустить с бутылкой.
 
- А как вас нашел?
- Я тогда, будучи главой муниципального образования Плесецкого района, помогал съемочной группе, например транспортом. Съемки ведь были в прошлом году и закончились в сентябре 2013-го. Тогда я еще был главой Плесецкого района. Его директор фильма часто со мной общалась. И как то раз он мне говорит: "А сыграете в нашем фильме?". Я и ответил: "А давайте сыграю. А кого?". Он мне и ответил: "Генерала". Сделали кинопробу и отправили Кончаловскому. Андрей Сергеевич сказал: "Да".
 
- Много было профессиональных актеров?
- Только двое. Все такие же "актеры" как я.
 
- Гонорар заплатили?
- Небольшой заплатили, я его в детский сад перевел.
 
- А Кончаловский где жил во время съемок?
- Так прямо там, в деревне Вершинино, где снималось кино.
 
Александр Молчанов был командиром дивизиона ПВО, который первым обнаружил самого известного нарушителя границ СССР - Матиаса Руста. В связи с тем, что фильм посмотрели многие, а рецензии заполонили интернет и прессу, 47news решил обратиться к свидетельствам очевидца и непосредственного участника событий, которые, говорят, поспособствовали развалу СССР.
 
Напомним, Мати́ас Руст родился 1 июня 1968 года в городе Ведель около Гамбурга — немецкий спортсмен-пилот, который в возрасте 18 лет совершил перелёт на лёгком самолете "Cessna 172" из Гамбурга через Хельсинки в Москву и, приземлившийся 28 мая 1987 года на Красной площади, избежал перехвата советской ПВО.
 
- Почему Руста не сбили?
В тех условиях Зенитно-ракетные войска и не могли сбивать. В Законе о государственной границе, в приказах об организации несения боевого дежурства было четко сказано, стрелять только по боевым судам. Всем было ясно, что это не боевое судно. По всем параметрам.
 
Ужесточения в регламент ввели после сбитого корейского "Боинга" (пограничный инцидент в воздушном пространстве СССР, в ходе которого 1 сентября 1983 года советским истребителем "Су-15" был сбит пассажирский авиалайнер "Boeing 747" южнокорейской авиакомпании)?
- Не совсем так. Такие правила были давно. Просто "Боинг" сложно классифицировать, боевое это судно или нет. Во-первых, по размерам, во-вторых, по скоростным характеристикам. Например, это может быть бомбардировщик. А с Рустом явно было видно, что это легкомоторный самолет. Были подняты два экипажа "МИГ-23" с эстонского аэродрома "Тапа". Один из них обнаружил его, пролетел над ним и дал информацию, что, мол, вижу, наблюдаю самолет "Cessna". Поэтому Зенитно-ракетным войскам задача на уничтожение и не ставилась. Я был майором, простым командиром дивизиона в таллинской дивизии ПВО в районе эстонского города Тапа. Руст прошел в районе Кохтла-Ярве на северо-востоке Эстонии. Бригада была поднята по готовности, поскольку средства разведки зафиксировали нарушение госграницы. Один из "МИГов" его обнаружил.
 
Они его какое-то время сопровождали?
- Да нет, что вы. Скорости не соизмеримы. Он шел 180-200 км/час, а "МИГ-23" все четыреста. Поэтому он просто над ним прошел и зафиксировал, что это "Cessna".
 
Он мог подойти поближе и, условно говоря, сжечь его?
- Конечно. Если бы была поставлена задача, он бы мог никаких активных средств не применять. "МИГ" бы просто прошел над ним, стал бы с форсажем набирать высоту и газовой струей его бы развалил. Кстати, надо понимать, что это был май месяц. В этом районе было очень много полетов сельскохозяйственной авиации. Опылялись поля. Естественно, сельхозавиация летала без опознавательных сигналов. Поэтому получилось так, что было, наверное, определенное замешательство.
 
А посадить его принудительно истребители могли?
- Сложно. Это сейчас истребители умеют снижать скорость. Тогда — нет.
 
А какой маршрут был после пересечения границы у Руста?
- Точно не помню, но после пролета у нас проводились конференции. Был четко нарисован маршрут.
 
Писали, что он ориентировался по железной дороге "Ленинград - Москва". Это так?
- Не только, но железная дорога могла быть каким-то образом как ориентир, потому что средства навигации там достаточно простые.
 
Какова была цепочка прохождения информации?
- На подходе к границе оператор локаторов обнаружил самолет, доложил своему непосредственному начальнику радиотехнического батальона. Те доложили в радиотехническую бригаду. Ее начальник доложил в разведывательно-информационный центр дивизии.
 
Сколько времени эта заняло?
- Дивизионы были приведены в готовность в течение пяти минут.
 
Кто на этом этапе принимал решение, что делать с нарушителем?
- Все командиры действуют согласно действующим приказам. Нарушителю был присвоен индекс не боевого, легкомоторного самолета, по которому Зенитно-ракетные войска не работают в мирное время. Задача нам не ставилась.
 
Как дальше вели Руста и почему дали пролететь до Москвы?
- Стали передавать по зонам ответственности. Но основной причиной потери этого самолета стало то, что наша дивизия задержала передачу информации о нарушителе соседнему, 54-му корпусу в поселке Тайцы Ленинградской области. Потом двое наших офицеров были осуждены. По 4 года дали. В частности посадили зама оперативного дежурного по разведцентру дивизии.
 
Почему задержали информацию известно?
- Я не знаю, почему произошла задержка. Она составила 14 минут, но знаю, что когда Ленинградский корпус получил информацию, то самолет Руста они не обнаружили. Почему? Ну, это только Руст знает. Может, ушел на очень малые высоты. Мое личное мнение — полет был спланирован спецслужбами. Это не просто парень Руст решил и полетел. Когда начали анализировать его маршрут, выяснилось, что часть станций в этот момент находились на регламентных работах или были выключены. То есть летел он там, где было ослаблено локационное поле. Поэтому когда говорят, что он напрямую ломанул, это не так. Он пошел там, где были слабые места в зоне разведки, например поднята нижняя граница обнаружения воздушных целей.
 
То есть дальше информацию не стали передавать?
- Конечно. Когда информацию передали в Тайцы, Руст уже давно влетел в зону ответственности наших соседей, и наша информация просто устарела. Напомню еще, было много сельхозавиации. Те поискали, не нашли и успокоились. В результате, Московский округ даже в готовность не был приведен (тем более, по сообщению ТАСС того времени, ПВО Московской области в этот день была отключена для профилактических работ — прим. ред.). Если бы Московский округ был приведен в готовность, Руста бы обнаружили. Дело в том, что когда поступает такая информация, усиливаются все виды разведок. Кстати, Зенитно-ракетные войска своими силами в обычное время не работают, их приводят в готовность, когда сигнал дает ПВО. Включаются дополнительные станции, усиливается локационное поле.
 
Давайте вернемся к формулярному вопросу. Даже если бы Руста не потеряли, ведь по гражданским суднам все равно нельзя было работать? Получается, каждый мог незаконно пересечь границу без последствий?
- После того, как это все произошло, изменились приказы о несении боевого дежурства и Закон о государственной границе СССР. Также увеличились силы и средства для работы по маловысотным целям, например вертолеты. То есть расширился круг тех, кто привлекается для работы по таким целям.
 
Но на момент пересечения Рустом границы получается была правовая лакуна. С одной стороны сбивать нельзя, а что с ними делать не понятно?
- Да.
 
То есть командир дивизиона не мог в принципе принять решение?
- Это все - прерогатива вышестоящего уровня. То есть командир бригады мог принять решение и поставить задачу командиру дивизиона. На свой страх и риск командир дивизиона мог рискнуть, но никто не рисковал. И потом представьте, что мы находимся в густонаселенном районе. Делается пуск ракеты, отваливается первая ступень. Она может упасть на населенный пункт. Второе — произошел подрыв боевой части. Соответственно, разлетаются осколки, особенно на малых высотах. Может быть поражено мирное население. Командиры понимали свою ответственность.
 
То есть если бы вместе с Рустом вторглись бы еще с десяток легкомоторных не боевых самолетов, они бы беспрепятственно пролетели и где-то бы приземлились?
- Гипотетически это так. Хотя здесь все зависит от решительности командиров бригад и истребительно-авиационных полков, а также командующего армией. Умение взять ответственность на себя никогда не отменялось. Несмотря на все приказы и законы.
 
Все-таки, возвращаясь к этапу "прилетели истребители, увидели и улетели", что в тот момент можно было сделать, не используя ракетные войска?
- Вот здесь, как раз таки и могла быть поставлена задача. На вооружении истребительной авиации есть ракеты и пушка "ГШ-20", из которой можно такой самолет уничтожить однозначно. Кстати, я уверен, что этот экипаж выполнил бы задачу.
 
Какой был "разговорный" фон в части после этого события?
- Да что там и кто мог говорить. Я когда пришел домой после дежурства, финны по телевизору показали самолет, приземляющийся на Красной площади.
 
А у вас каким образом финское телевидение вещало?
- Так мы же стояли недалеко. Обыкновенные антенны были. Просто надо было звук менять. Изображение показывало, а звук несовместим. Мы делали приставки сами. Все-таки все с радиотехникой дружили. Вообще, это, как правило, больше было для того, чтобы музыку послушать. Финскую речь, как правило, никто не понимал. Каналов финских было два. И я сам лично помню кадры: самолет заходит на Красную площадь. Я, конечно, не знал, что это Руст. Тогда я подумал, что это фильм художественный. Кстати, там, на Васильевском спуске в Москве, уже были корреспонденты. Опять же возвращаясь к тому, что все могло быть организованно. Как корреспондент там оказался? Естественно, он там его ждал. (Здесь Молчанов, посмеиваясь, обратился к нашему фотографу: "Правильно я говорю товарищ фотокорреспондент?").
 
 
Но когда тем же вечером меня вызвали на командный пункт, я понял, что это наш самолет, тот который мы пропустили. Это было около восьми вечера. Вы должны понимать, мы же в лесу стояли: баня, магазинчик, котельная - свой мирок. Все стало мгновенно известно.
 
А сотрудник госбезопасности в части вам не пенял просмотром финских каналов?
- А мы особо не распространялись.
 
А на следующий день что обсуждали?
- Обсуждали, что никто не мог взять на себя ответственность и принять решение.
 
То есть командир виноват был?
- Всегда виноват командир того или иного уровня.
 
Вы встречались потом с сослуживцами?
- В Архангельске спустя годы встретил своего командира дивизии и бывшего командующего армией. Только они были в других должностях (были понижены — прим. ред.). С одной стороны, было приятно встретится с боевыми однополчанами, с другой стороны, вспоминали инцидент без радости. Кстати, в войсках Руста прозвали "инспектор Руст", потому что после него сняли министра обороны, главкома ПВО, нашего командующего, нашего командира дивизии. Мы тогда обсуждали, что все оказались заложниками даже не нерешительности, а несовершенства нашего законодательства.
 
Стрелять нельзя, а что делать не сказано?
- Да, как то так.
 
Что было после Руста, в плане изменений технического характера?
- Были установлены передатчики для связи с экипажами, введена международная частота, появились штурманы для связи, переговорные таблицы и прочее. Постоянные тренировки по маловысотным целям. Изменили приказы о несении ПВО дежурства, предоставили больше прав.
 
Было сказано, что можете сбивать?
- Да. Сказали, что можете сбивать. И все же повторюсь — это была спланированная акция. Удар по престижу страны. И не забывайте, если бы сбили, то вновь бы сказали, мол, русские опять сбили гражданский самолет.
 
Когда полковник Молчанов вспоминал кино Кончаловского, он улыбался. Когда Руста, постоянно посмеивался.
 
Беседовал Виктор Смирнов,
47news