На долю морских портов Ленинградской области в прошлом году пришлось около 24% грузооборота всех российских портов. Об этом сообщил на VII международном форуме "Транспортно-транзитный потенциал" председатель областного комитета по ЖКХ и транспорту Константин Полнов.

Как сообщили корреспонденту 47news в пресс-службе губернатора и правительства Ленобласти, грузооборот портов в 2013 году по сравнению с 2000 годом вырос в 35 раз. В прошлом году перевалено 143,8 млн тонн грузов (в 2000 году – 4 млн тонн). В целом уже сегодня транспортный комплекс Санкт-Петербурга и Ленинградской области обеспечивает около половины внешнеторгового оборота России.

По прогнозу планируется увеличение грузооборота морских портов Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 1,3 раза до 265,3 млн тонн к 2020 году и до 300 млн тонн – к 2030 году. При этом значительно увеличатся объемы перевалки грузов между железнодорожным и морским транспортом в портах южного и северного берегов Финского залива.

"Ленинградская область заинтересована в создании логистических центров, максимально совмещающих функции обработки, хранения грузов и формирования грузопотоков с комплексным использованием видов транспорта", – отметил Константин Полнов.

Минтрансом России было принято решение о разработке единой программы развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2020 года.

В 2014 году программа актуализирована и утверждена на заседании Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

"Решение глобальных задач также создаст благоприятные условия для развития экономики, транзитного потенциала региона и превратит Ленинградскую область в широкие ворота России, открытые для международного товарообмена, туризма, деловых и культурных связей", – подытожил председатель комитета.

Справка:

Ключевую роль в обеспечении перевозок внешнеторговых грузов играют морские порты в Усть-Луге, Приморске, Высоцке и Выборге.

Самым крупным специализированным портом по экспорту нефти и нефтепродуктов в Северо-Западном регионе России является морской порт Приморск. В 2013 году порт обеспечил перевалку 63,8 млн тонн нефти и нефтепродуктов. В перспективе планируется создание здесь нового грузового района "Высокинский" по перегрузке генеральных, контейнерных, навалочных и специальных грузов, автомобилей с перспективным грузооборотом до 50 млн тонн.

Стремительными темпами развивается морской порт Усть-Луга. В 2013 году общий грузооборот порта увеличился в 5 раз и составил 62,3 млн тонн. Рост обеспечен за счет ввода новых перегрузочных комплексов и увеличения объемов перевалки наливных и навалочных грузов. Осуществляются работы по строительству металлургического терминала и терминала минеральных удобрений.

Строительство порта является крупномасштабным инфраструктурным проектом, реализуемым на основе государственно-частного партнерства. Планируемое строительство 20 перегрузочных комплексов с общим грузооборотом при полном развитии 180 млн тонн в год и широкая структура грузооборота позволит создать на его базе крупный производственно-логистический кластер.

В настоящее время порт уже может обрабатывать любые крупнотоннажные наливные суда (дедвейтом до 160 тыс. тонн), а также принимать океанские суда Ро-Ро любых типов.

В порту Высоцк ведутся проектные работы по строительству морского терминала по производству и отгрузке сжиженного газа в страны Европы в объеме 600 тыс. кубометров в год.

Перспективное увеличение перевалки грузов в порту связано со строительством новой железнодорожной линии "Лосево – Каменногорск" и увеличением пропускной способности направления "Ручьи – Лосево" и "Каменногорск – Выборг – Приморск".

Морской порт Выборг – один из старейших портов России – перерабатывает большую номенклатуру генеральных, навалочных грузов (минеральные удобрения, металл, руда, чугун, металлолом), пищевых и химических наливных грузов. В летнюю навигацию порт осуществляет прием пассажирских судов, в основном с российскими и финскими туристами. Грузооборот порта в 2013 году составил 1,5 млн тонн и является рекордным за последние 10 лет. В перспективе планируется осуществить реконструкцию и модернизацию порта, увеличив грузооборот до 3 млн тонн.

К основным автотранспортным проектам, направленным на обеспечение международного транзита грузов, относятся: строительство скоростной автомобильной дороги "Москва – Санкт-Петербург", реконструкция автодороги "Скандинавия" на участках Белоостров-Выборг и Выборг-Торфяновка, строительство КАД-2 вокруг Санкт-Петербурга (от автодороги М10 "Россия" до автодороги "Скандинавия"), реконструкция автодороги А-120 "Магистральная" до выхода на магистраль М10 "Россия".

Для обеспечения морского порта Усть-Луга проводится полная реконструкция автодороги, связывающей порт с федеральной трассой М11 "Нарва" (Таллиннское шоссе). В 2015 году это будет современная двухполосная автодорога в обход всех населенных пунктов и развязками в двух уровнях. Запланирована реконструкция автодороги Петродворец – Кейкино – будущий дублер существующей автодороги М11"Нарва" Санкт-Петербург – Таллинн с выходом на кольцевую автодорогу и далее на федеральную трассу "Россия". В перспективе планируется продлить автодорогу от порта Усть-Луга напрямую до Великого Новгорода с выходом на федеральную трассу "Россия".

Реализуются такие крупные инвестиционные проекты в сфере железнодорожных перевозок как: "Комплексная реконструкция участка Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива", "Строительство новой линии Лосево - Каменогорск с целью переноса грузового движения к портам Финского залива", "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Москва", "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург – Бусловская".

Для успешной работы порта Усть-Луга осуществляется реконструкция внешних железнодорожных подходов и строительство Усть-Лужскогожелезнодорожного узла из пяти взаимосвязанных припортовых станций и информационно-управляющего логистического центра железнодорожного станционного комплекса "Лужская". В перспективе железнодорожный узел будет самым крупным и современным в Европе и сможет обеспечить доставку по железной дороге до 120 млн тонн грузов в год.

Основные цели программы развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2020 года:

– создание в Ленинградской области транспортно-логистического и дистрибутивного центра европейской части России за счёт развития морских портов и подходов к ним, создания сети терминально-логистических центров и портово-промышленных зон, развития кластеров высокотехнологических отраслей;

– ликвидация ограничений пропускной способности транспортной инфраструктуры;

– строительство скоростных железных и автомобильных дорог, развитие системы воздушных сообщений.