Собирать муниципальным главам Ленобласти деньги на избирательную кампанию с бизнеса можно. Это мнение Следственного комитета Петербурга. Так, глава Кировска Вадим Некрасов провел гладкую предвыборную кампанию. В долг по полмиллиона рублей у коммунальщиков, а дворников и сантехников — в агитаторы. У следствия никаких претензий на вымогательство, взятку и превышение.
 
За 45 дней до муниципальных выборов-2014 стало известно: Следственный комитет Санкт-Петербурга отказал в возбуждении уголовного дела в отношении главы города Кировск Вадима Некрасова. Материалы проверки показали: Некрасов занимался не мошенничеством, а наоборот - подготовкой к выборам.
 
Вкратце напомним: 21 июня в кабинет Некрасова пришли сотрудники ФСБ. Они заявили о подозрении руководителя города в получении денег от нескольких управляющих компаний. Среди них фигурировал "Гарант-сервис", который якобы платил Некрасову за содействие по включению необходимых адресов в программу по капремонту. Действия подпадали под часть 1 статьи 163 (вымогательство), часть 2 статьи 285 (злоупотребление должностными полномочиями), часть 2 статьи 286 (превышение должностных полномочий), часть 5 статьи 290 (получение взятки).
 
По данным 47news, с 25 июня по 24 июля правоохранительные органы решали, насколько действия Некрасова подпадают под Уголовный кодекс. Выяснили: депутат просто готовился к выборам. 
 
Ресурс с человеческим лицом
 
Обыватель свыкся с фразой "бизнес дает деньги на избирательную кампанию". Не возмущают выводы о том, что кандидатов поддерживают бизнес-структуры, заинтересованные в помощи тех или иных персонажей. Но за этими политологическими фразами обычно, в лучшем случае, скрываются конкретные фамилии. Но не технологии.
 
История главы Кировска намекает на то, что муниципальные выборы скучны лишь на поверхности.
 
В материалах следствия, с которыми ознакомился 47news, говорится, Вадим Некрасов искал деньги на предвыборную кампанию с конца 2013 года. Сразу же обратился к своему знакомому, учредителю управляющей компании "Гарант-сервис" Ковальчуку. Попросил его, а также других руководителей компаний "Жилком", "Универсалстрой", как могут помочь. Помочь в предстоящих выборах.
 
Содействие разделялось на человеческое и материальное. 
 
Так, в своих объяснениях следователю СК Вадим Некрасов вспомнил, что избиратель нынче пошел суровый и запирается от власти посредством дверей с домофонами. Признался в том, что дворники и сантехники управляющей компании имеют большую власть в городе, нежели глава совета депутатов. То есть, в отличие от него, могут попасть в подъезды, приложив металлические таблетки на входе.
 
Руководство компаний пообещало с человеческим ресурсом не отказать.
 
Ресурс с денежным лицом
 
Кроме разноски агиток по ящикам, Некрасову от коммунальщиков потребовались финансы. Всю кампанию он оценил в 6 миллионов рублей, на условных спонсоров обещал "перераспределить по 500 тысяч рублей". Вероятно, спонсоров должно было быть больше десяти.
 
Судя по записи телефонных разговоров, которые есть в распоряжении 47news, к примеру, у Ковальчука Некрасов просил на июль-сентябрь 350 тысяч рублей:
 
"... идеально было бы людей поставить на зарплату, но это рост отчислений по налогам... Мужики, там можно и безналом, никакой разовой, всё частями...".
 
Помимо этого, внимание оперативников Некрасов привлек частными заявлениями о готовности содействовать управляющим компаниям по включению в адресную программу капремонта многоквартирных домов. Судя по записи тех же телефонных разговоров, в избирательную технологию Некрасов как раз включил жилищно-коммунальную сферу. Правда, на уровне условности.
 
"Если говорить по 185 закону (о капремонте, действовал до лета 2014 года), мы сейчас взяли самый большой объем денег по Ленинградской области, если брать Отрадное, считай, одинаковый город, то у них 18 млн общий объем денег, я имею в виду софинансироване, то у нас больше 50, самый большой объем денег по Ленобласти…", - например, рассказывал он по телефону Ковальчуку. 
 
Лишь бы официально
 
Саму избирательную кампанию Некрасов разделил на четыре этапа. Если коротко, от управляющих компаний требовалось либо дать денег, либо взять на работу людей, которые входят в штаб Некрасова. Либо проводить финансирование каким угодно другим официальным путем.
 
На первом этапе, прошлой зимой, как продолжал говорить по телефону Некрасов,
 
"прикидывался общий фон, работа велась - в основном косвенная агитация и "шептуны", прикидывались варианты людей, из кого можно выстраивать команду". Формировался штаб.
 
На втором этапе, в марте-мае формировалась команда и "полновесный штаб".
 
"Мы уже перед этим встретимся, это самое, и обсудим вопросы, связанные с этим самым … Значит, там, где-то есть прикинете вы, мы со своей стороны скажем, допустим, грубо говоря, нужен миллион, мы скажем, ребята, у нас столько-то и столько-то закрыто, просим там поддержать таким-то объемом…, - описывал этот этап Некрасов и добавлял, - Это на два-три месяца, определенная сумма, чтобы… Причем, ситуация какая: нам не надо, чтобы вы нам дали "кэшем", то есть вариант можно "кэш", в любом случае у нас финансовый человек будет находиться... но может статься так, что кто-то из этих людей, которые будут входить в штаб, условно говоря, либо устройство на работу, либо какие-то проводки более официальных платежей".
 
Третий этап — выборная кампания, которая будет вестись в мае-июле.
 
"Финишная прямая — август и второе воскресенье сентября, это самая ****, в этот момент и я, и Кольцов (глава администрации Кировска — прим.ред.) уйдет в отпуск", - объяснил Некрасов.
 
Лишь бы пообещал
 
С 25 июня по 23 июля шла проверка. 24 июля в следственном отделе ГСУ СК РФ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга постановили, что во всем выше описанном нет ничего особенного.
 
Деньги, как выяснили правоохранительные органы, может и предназначались для организации выборов, но отдавались добровольно в связи с хорошими отношениями и взаимовыручке. Как объяснил Некрасов оперативным сотрудникам, возврат был обязательным условием, ведь он не хотел попасть в зависимость от коммунальщиков.
 
К примеру, в деле передачи денег посредником выступил знакомый Некрасова - 48-летний Сергей Худяев. Он уже год как занимался подготовкой его предвыборной кампании. Половина запрашиваемой у "Гарант-сервиса" суммы, как писал 47news, передавалась в конверте в машине "Хонда Джас" на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге 20 июня. Оперативникам Худяев предъявил расписку: деньги взяты в долг.
 
Как объяснил Некрасов, деньги должны были пойти не на общее, а на доброе дело. Худяеву понадобилось срочно отремонтировать квартиру, пока его жена ненадолго уехала. Поклейку обоев и прочие бытовые детали оценили в 400 тысяч рублей. Именно эту сумму Некрасов обещал Худяеву выплатить после окончания выборов, но решил, что надо сделать это сейчас.
 
Не найдя другого пути, Некрасов включил в дело ремонта третьего человека, то есть, Ковальчука, попросив дать Худяеву 350 тысяч рублей.
 
Если посадить каждого из троих в отдельную комнату и спросить, кто и от кого получал деньги, выйдет путано. Некрасов должен деньги Худяеву, Ковальчук обещал деньги Некрасову.
 
"Некрасов должен был Худяеву денежные средства за помощь в предвыборной программе, Некрасов попросил эти деньги у Ковальчука для финансирования предвыборной программы. Некрасов собирался вернуть Ковальчуку деньги после выборов через Худяева", - говорится в документах дела.
 
При прочтении всего этого автору вспомнилась сцена из советского фильма "Волшебная лампа Алладина", где один из сановников пытается выкрутиться и говорит: "Скажем про сон, что это не сон, а про не сон, что это сон".
 
"Добровольная передача денежных средств одним лицом другому, как на безвозмездной основе, так и в долг, не является уголовно-наказуемым деянием и может носить только гражданско-правовые последствия", - говорится в Уголовном кодексе и повторяется следователем.
 
То есть просить и передавать деньги во время избирательного цикла, не наказуемо. Главное — пообещать их вернуть. Срок возврата законодательством не прописан.
 
Что касается предложений по капитальному ремонту, то это, с точки зрения следствия, и вовсе оказалось вымыслом. Выяснилось, что просто так в нее ни один дом попасть не может, а происходит это только после заседаний специальной комиссии. Поэтому Некрасов не имел никакой возможности повлиять на формирование этой программы. Раз не может влиять — не может и обещать. Тем более - за деньги.
 
Итог — дело, претендующее на региональный резонанс, осталось лишь в информационной ленте. Как пояснили собеседники 47news в правоохранительных органах, возможно, оно просто появилось не вовремя.
 
В дни, когда Некрасова стали официально подозревать по четырем статьям, как раз стало известно о планируемой реорганизации Следственного управления Следственного комитета РФ по СЗФО. Так что, когда сотрудники ФСБ передали материалы туда, там не обрадовались. В областном следственном комитете, подведомственном Владимиру Лоскутову, ответили приблизительно так: город Кировск может быть и в Ленобласти, но предполагаемый посредник задержан в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, следовательно, руководителю СК Петербурга Александру Клаусу и разбираться.
 
Вот и разобрались.
 
**** популярное русское ругательство
 
Юлия Гильмшина,
47news