Пригородные электрички снова на грани отмены. С 1 августа их обещают ликвидировать на направлении «Тосно - Шапки», позже — на пяти других. Железнодорожники и чиновники возобновили спор времен Валерия Сердюкова. О том, кто кому больше должен и сколько.
 
Накануне выборного сентября «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (СЗППК) подложила областному правительству подарок. Появилась информация о том, что с 1 августа отменят восемь электричек направления «Санкт-Петербург - Шапки». Об этом уже предупреждены работники СЗППК и соответствующие объявления развешены в депо.
 
В пресс-службе СЗППК корреспонденту 47news объяснили, что окончательное решение о снятии составов на линии пока не принято. Но обсуждается на уровне руководства компании и правительства Ленобласти.
 
Также там добавили, что этот маршрут — лишь один из нескольких, подвергнутых оптимизации. «С 20 июля мы отменили четыре электрички на направлении «Выборг - Светогорск». С 25 июля принято решение отменить еще 12 маршрутов на направлении «Кириши - Будогощь». Далее планируются сокращения на целом ряде направлений, пассажирские перевозки на которых для нас нерентабельны. Это касается как полной отмены поездов, так и сокращения протяженности маршрутов и частоты движения», - рассказали журналисту.
 
В СЗППК заявили, что данные меры связаны с непогашенной задолженностью со стороны областного бюджета, которая составляет за первую половину 2014 года 203 миллиона рублей.
 
«Согласно федеральному законодательству субъект обязан самостоятельно организовывать перевозку пассажиров на пригородных маршрутах и компенсировать перевозчику так называемые «выпадающие доходы» - недополученную прибыль из-за осуществления нерентабельных пассажирских перевозок. Однако правительство Ленобласти приказом от 30 декабря 2013 года установило тариф, который считает экономически обоснованным и не оплачивает наши убытки. Более работать в долг мы не можем и вынуждены сокращать нерентабельные маршруты», -  объяснили позицию в СЗППК.
 
Также там сообщили, что установленный правительством 47-региона тариф в размере 28 рублей за первые 14 километров маршрута и 2 рубля за каждый последующий километр, не может покрыть убытки на ряде направлений с незначительным пассажиропотоком. Также в СЗППК заявили, что областной комитет по ЖКХ и транспорту до сих пор не подписал договор с СЗППК на этот год.
 
В комитете по ЖКХ и транспорту корреспонденту 47news подтвердили информацию о том, что есть конфликт с железнодорожниками. В конце прошлого года комитет по тарифам и ценовой политике Ленобласти установил для СЗППК тот же тариф, который компания взимала с пассажиров — 2 рублей за километр. Теперь же СЗППК якобы требует повысить его до 2,25 рублей.  Что касается договора, то в правительстве заявили, что договор об объёмах перевозок не подписывается со стороны СЗППК.
 
Чиновники заметили, что это продолжение истории, которая тянется с 2009 года. Тогда СЗППК спорило с правительством Валерия Сердюкова о необходимости выделить из казны 2 миллиарда рублей на покрытие своих расходов. Глава региона был неприступен и собирался пойти на принцип — вообще отказаться от электричек и пересадить жителей на другие виды транспорта.
 
Годичный спор закончился установлением так называемого экономически установленного тарифа в размере 2,36 рубля за километр. То есть, пассажиры сами оплачивают стоимость перевозок, а бюджет покрывает разницу только за льготников, за год — 490 миллионов рублей.
 
Как отметили в областном правительстве, конфликт возобновился в 2014 году, а в течение полугода переговоры по этому поводу ведутся на высшем уровне, в том числе с участием вице-губернатора по ЖКХ и ТЭК Юрия Пахомовского и генерального директора СЗППК Антона Оленцевича. Последнее совещание на эту тему проводилось в минувший понедельник. Подтвердить эту информацию у Юрия Пахомовского не удалось, поскольку его телефон весь сегодняшний день не отвечал.
 
В комитете по транспорту рассказали, что руководство СЗППК считает ряд направлений, проходящих по территории Ленобласти убыточными, потому предложило своеобразный ультиматум: либо из казны выделяется 400 миллионов рублей за этот год в качестве компенсации, либо маршруты отменяются.
 
В частности, речь идет о направлениях «Тихвин — Пикалёво — Бабаево», «Волховстрой — Лодейное Поле», «Санкт-Петербург — Новгородская область», «Санкт-Петербург — Радофинниково», «Санкт-Петербург — Хвойное».
 
«В компании объяснили, что на некоторых маршрутах ездят не более 130 человек, а на них ведь нужно выделить контролёров, кассиров. Что касается направления электрички до Шапок, то она, с одной стороны, заполняется хорошо. Но это только если смотреть поверхностно, в будние дни, согласно статистике СЗППК, там почти никто не ездит», - рассказал один из наших собеседников в комтрансе.
 
Однако правительство на сокращение электричек не согласно, поскольку до многих поселков сейчас добраться можно только по железной дороге. Тем более жители, внезапно отрезанные от мира, особо вникать в спор хозяйствующих субъектов не будут, а обвинят во всём правительство в целом и губернатора Дрозденко лично.
 
«Мы предложили: давайте сделаем так, чтобы и вы остались при своём, и мы. То есть мы можем пойти на ликвидацию ряда маршрутов, но не многих — тех, где есть альтернатива в виде автобуса. Нельзя же и сократить маршруты, и увеличить тарифы, люди нас не поймут. Мы ведь как-то справляемся с ситуацией, когда автобусные перевозки отчасти не рентабельны», - рассказал наш собеседник.
 
В итоге правительство предложило СЗППК представить анализ действующего тарифа. Однако железнодорожники решили, что выход из положения должен быть более радикальный.
 
В СЗППК корреспонденту 47news подчеркнули, что сокращение маршрутов мера вынужденная. «Несмотря на то, что наша компания входит в состав ОЖД, мы - открытое акционерное общество и по закону не можем заканчивать год с отрицательным финансовым балансом. А нежелание правительства региона компенсировать убыточные перевозки приведет именно к этому», - сообщили в пресс-службе перевозчика.
 
На это в областном правительстве отвечают, что, начиная с 2015 года, в России пригородные электрички будут ежегодно получать 25 миллиардов рублей из средств федерального бюджета. Соответствующая сумма будет выделяться правительством в качестве компенсации расходов, понесенных РЖД на инфраструктуру, которая используется в рамках осуществления пригородных перевозок.
 
Пока чиновники и железнодорожники спорят о высоком, корреспондент 47news изучил транспортную доступность направления «Санкт-Петербург - Шапки». Местный житель Андрей Захаров, часто ездящий на этой электричке, сообщил журналисту: если от Санкт-Петербурга до Тосно в основном едут дачники, то от Тосно до  Шапок — местные жители, среди которых много пожилых и не имеющих личных автомобилей.
 
«В Шапках много дачных участков жителей Тосно и Колпинского района города. Кроме того, в  том направлении еще две важные станции — Зареченская, где также масса дач, и административный центр Нурма, в который ездят рабочие комбикормового завода и крупнейшего в области свиноводческого комплекса», - рассказал Захаров.
 
Математика и логистика на этом направлении, если исключить электрички, вырисовывается слабая. Днем из Тосно в посёлок Зареченское каждые 20 минут ходят микроавтобусы, билет в одну сторону стоит 19 рублей. От Зареченского до Шапок автобусы ходят редко. Поездка на такси обойдется в 150-200 рублей в одну сторону. Полный билет на электричке от Санкт-Петербурга до Шапок стоит 139 рублей в один конец. Льготный — 13,9.
 
Юлия Гильмшина,
Артем Шалякин, 
47news