В небольшой воинской части Ленобласти въедливый рядовой добился уголовного преследования своего командира. Тот не уделял должного внимания оформлению бумаг. Причинами же стали: рытье окопов, занятия на плацу под дождем, ночные тревоги, уборка мусора и бег в противогазах. Эти будни отныне называются пытками и рабским трудом. 47news вгляделся в оскал военщины и вспомнил текст присяги.
 
Общественная организация "Солдатские матери Санкт-Петербурга" 13 мая опубликовала на своем сайте ответ военной прокуратуры. Милитаристский надзорный орган отвечал на запрос о незаконных действиях по отношению к служащим части ПВО Западного военного округа N17646, расположенной в поселке Хвойный Гатчинского района. Женщины пожаловались на капитана Сергея Макарова. В свою очередь, о невыносимых тяготах службы общественникам рассказали трое рядовых. Отметим, что в части служат 12 человек вместе с командиром, штабным сержантом и прапорщиком.
 
Суть претензий солдат к офицеру заключается в том, что он неоднократно поднимал их ночью по тревоге и заставлял рыть окопы, стоять на плацу под дождем, чинить канализацию и убирать мусор в военном городке. Новобранцы, вместе с общественниками, в один голос говорят: "Макаров в наказание за проступки приказывал ползать по полю в костюме химзащиты и противогазе".
 
Отдельным пунктом рядовые отметили, что они неоднократно получали приказ мыть автомобили гостящих у капитана офицеров. Помимо всего прочего, солдаты рассказали, что по указанию Макарова они вырыли двухсотметровую траншею и протянули по ней электрокабель к соседней свалке. Якобы офицер таким образом реализовывал военную электроэнергию коммерческой компании, у которой там вагончик для приема мусора. Вершиной бесчинства и оскалом военщины, в понимании "Солдатских матерей", является инцидент с мобильным телефоном одного из обратившихся за помощью. По его словам, Макаров кувалдой разбил трубку солдата.
 
"Бегать в противогазе это пытка, а выполнять работы, не обусловленные военной службой, - это в чистом виде рабский труд", - эмоционально восклицает председатель "Солдатских матерей в Санкт-Петербурге" Элла Полякова.
 
Результатом обращения в военную прокуратуру стало уголовное дело, возбужденное военным следствием по части 1 статьи 285 УК РФ. Формулировки этого канона звучат так: "использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы", "деяние совершенное из корыстной заинтересованности", "существенное нарушение прав и законных интересов граждан".
 
В случае, если вина капитана будет доказана, офицеру грозит штраф до 80 тысяч рублей или арест на полгода. А в крайнем случае капитана могут лишить свободы на срок до четырех лет.
 
47news связался с одним из военнослужащих, который был инициатором уголовного преследования своего командира. По просьбе собеседника редакция изменила его имя. Хотя нам не понятно, от чего скрываться бойцу России. Иван рассказал, как он пришел к выводу, что в его службе что-то не так. "Нас призвали летом 2013. Порой поднимали ночью по тревоге, и мы могли простоять на плацу под дождем до утра. Затем, поспав пару часов, шли на завтрак. А потом мы получали приказ рыть окопы или убирать мусор", - делится впечатлениями рядовой.
 
Сейчас он с двумя товарищами переведен в другое воинское подразделение на территории Ленинградской области. Сделано это во избежание недоразумений со стороны командира части, которому прокуратура вынесла представление об устранении нарушений закона.
 
На вопрос 47news, благодарил ли Сергей Макаров каким-либо образом солдат за, например, мытье машин, Иван чистосердечно отвечает: "Покупал иногда фрукты, но денег не давал".
 
Свержение капитана Макарова Иван начал с внимательного изучения всемирной сети и документов штаба, которые по дружбе достал сержант.
 
Здесь надо пояснить, что в войсковой части должен быть утвержденный план занятий и распорядок на будние и праздничные дни. Все "тревоги" должны быть подробно расписаны. О том, когда точно должна начаться тревога, что именно должны делать солдаты — куда бежать, на какую глубину копать и надевать ли химзащиту.
 
Также регламентированы уроки по воинским дисциплинам и общегражданскому праву. Вся эта кипа бумаг должна быть утверждена и заверена командирами. Помимо всего прочего, заместителем по воспитательной части утверждается план духовного воспитания бойцов. "Выяснилось, что нас должны были возить в музеи, должны были показывать нам фильмы и направлять в храмы", - рассказывает Иван.
 
После инфоразведки рядовые написали на имя своей жертвы рапорт. Такой порядок соответствует принципу единоначалия: сначала выполняй приказ, а потом можешь подавать рапорт о несогласии. Иван поступил в строгом соответствии с оным. Выждав 10 дней, положенных на рассмотрение бумаги (тоже регламент), и, убедившись, что хода бумагам Макаров не дал, рядовой окончательно уверовал в силу диктатуры права.
 
С помощью сержанта, с которым солдаты были на короткой ноге, Иван с товарищами узнали, что планы тревог командиром не составляются, план учебных занятий не соответствует реалиям, а духовное воспитание и вовсе забыто. Интернет и прочитанные законы о воинской службе вовсе подорвали веру рядовых в командира. По сути солдаты пошли по формальному пути. А капитан Макаров оказался к этому не готов. Бумаги оказались не в порядке, либо вовсе отсутствовали, что и зафиксировала проверка военных прокуроров.
 
Судьбу Сергея Макарова корреспонденту выяснить не удалось. Дело, по всей видимости в том, что военные, помимо корпоративной этики, скованы еще и запретом на разглашение каких-либо сведений о военнослужащем, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Сейчас известно только то, что в конце апреля капитан был отстранен от несения военной службы. 
 
Главный редактор 47news Евгений Вышенков посоветовал журналисту найти в сети нашумевший в свое время ролик, который доходчиво передает как офицерский настрой, так и интеллектуальные способности новобранцев.
 
 
- В свое время я руководил грузчиками на хладокомбинате,  оперативниками в уголовном розыске, тренеровал юных спортсменов... и полностью согласен с капитанами, особенно с этим парнем на видео. В России танки по-другому не поедут, - предупредил Вышенков и, как нам кажется, военную прокуратуру.
 
Начальник пресс-службы Западного военного округа Олег Кочетков в ответ на вопросы корреспондента просто посоветовал вспомнить часть текста присяги. Журналист последовал совету. Пришло на ум:
 
"Клянусь... выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников... Клянусь, находясь на военной службе, быть честным, добросовестным, достойно переносить связанные с ней трудности. Мужественно, не щадя своей жизни..."
 
А в заключении напомнил: "Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями".
 
Виктор Смирнов,
47news