Пограничная стража Эстонии изъяла 53 Георгиевские ленты у российского ветерана. Протокол о нарушении был составлен 8 мая на контрольном пункте в Нарве. Журналисты выяснили, как встречают на границе с Прибалтикой тех, кто несет запрещенную там символику. Мы узнали позицию пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова и выяснили, что о репортерах Петербурга думает президент Эстонии Тоомас Хендрик.

Их вопросы казались казенными, юридически безупречными, нарочито вежливыми и оскорбительными одновременно:

"Кто вам дал эти ленты?"

"Кому вы должны их передать?"

"Ваше место жительства?"

"Зачем вы идете в Эстонию?"

"Что вас связывает с Эстонией?"

Доходчивей в эти дни эти слова звучали бы только на немецком языке.

Восемь ветеранов Отечественной направлялись около 10.30 8 мая в Эстонию. Они хотели принять участие в возложении венков к братским захоронениям в Нарве. Церемония была запланирована совместно с их товарищами из Прибалтики. Предполагалось поднести цветы к мемориалам у танка и пушки рядом с Нарвской ГЭС. Среди россиян были представители "Ивангородской организации ветеранов войны, труда, вооруженных и правоохранительных органов" и "Ветеранской организации малолетних узников и блокадников". На стороне Нарвы эстонские пограничники при обычном личном досмотре обнаружили у одной из женщин пакетик.

За день до праздника Победы было дождливо.

Семь ветеранов благополучно прошли российский пограничный пункт, пошли по мосту, соединяющему Ивангород и Нарву. Восьмая – 74-летняя Юлия Мартыновна задерживалась. Выяснилось, что по просьбе сотрудницы погранконтроля она открыла сумку. В ней лежали 53 георгиевские ленты. По сообщению очевидцев, в этот момент в пункте пропуска стало заметно легкое волнение. Тут же подоспели еще две пограничницы.

Говорят, что пограничники на раздраженные ответы реагировали заученно: "Вас никто не звал".

Юлия Мартыновна расплакалась.

Она просила не забирать ленты. Как она рассказала 47news, "просто умоляла". Тем не менее, их изъяли. На 74-летнюю пенсионерку был составлен протокол. При этом правоприменители сослались на указание властей Эстонии. По их информации, существует распоряжение, запрещающее использование георгиевской символики на территории этой страны. Очевидцы говорят также, что пограничники мотивировали отъем лент тем, что в стране много военных НАТО. Ветерану пригрозили внесением в черный список и, соответственно, запретом на въезд.

– Мне это больно. У меня же там живет два племянника, - говорит ветеран.

Еще абсурднее, что, по словам ветерана, пограничницы предупредили на будущее - 20 лент провозить можно.

- Может, спутали с двумя блоками сигарет, - предположил один из журналистов нашего издания.

Юлию Мартыновну угнали вместе с семьей в 1944 году из деревни Заозерье Кингисеппского района в Финляндию. "К нам пришли и сказали - в течение 24 часов собраться. Сначала нас привезли в Эстонию, потом в Финляндию. Отец работал в поле. Братья помогали. Мне было 4 года, я дома сидела".

Руководитель группы ветеранов - Геннадий Васильевич рассказал 47news: "Мы все прошли. Юлии Мартыновны все не было. Примерно через 20 минут она вышла из пункта пропуска вся в слезах. Так мы узнали, что случилось”. Руководитель отметил, что ленточки носят не первый год: "Мы уже года три носим ленты нашим товарищам в Эстонии". В разговоре с 47news, Юлия Мартыновна отметила: "Было очень обидно. Но, я ведь понимаю – они люди служивые, у них приказ".

Те ветераны, с которыми нам удалось связаться, просили не упоминать их фамилии. Они опасаются, что власти Эстонии, прочитав статью, запретят им навещать близких.

Тем не менее, Юлия Мартыновна разрешила журналисту опобликовать ее фотографию, сделанную 8 мая в Эстонии.

title.JPG

На свой вопрос о наличии запрета на георгиевскую символику, адресованный генеральному консулу Эстонии в Санкт-Петербурге Виктории Туулас, 47news ответ получил отсылочный: "налогово-таможенный департамент и министерство иностранных дел сообщает, что "запрос был отправлен в соответствующие инстанции – министерство внутренних дел, налогово-таможенный департамент и министерство иностранных дел".

Тогда 47news позвонил в эстонский департамент полиции и погранохраны напрямую.

- Вы звонили и спрашивали, заставляли ли пограничники пересекающих границу людей снимать георгиевские ленточки. Отвечаем, что это является дезинформацией, - ответила пресс-секретарь Виктория Корпан.

- Я спрашивал не о том, что ленты срывали. С вашего позволения повторюсь:  был ли инцидент с изъятием пакета с георгиевскими лентами? Есть ли распоряжение властей Эстонии о запрете георгиевских лент?

- Пресс-секретарь Департамента полиции и погранохраны Виктория Корпан ответила уже на Ваш вопрос. Пограничники не заставляли пересекающих людей снимать георгиевские ленточки. Это является дезинформацией, - зашла в тупик беседа.

8 мая корреспондент 47news набрал по телефону и президента Эстонии Тоомаса Хендрика. Ответила его секретарь Катрин Харен. "Я не могу сейчас передать ему трубку. Он на соревнованиях. Перезвоните завтра после 10 часов. Он обычно так просыпается", - русский был с акцентом, но понятен.

Ближайший соратник и советник Тоомаса Хендрика Тоомас Сильден, услышав, о чем речь от секретаря, разговаривать с 47news не пожелал.

В разговоре с пресс-секретарем президента России Владимира Путина Дмитрием Песковым корреспондент 47news рассказал личному помощнику главы государства о ситуации на российско-эстонской границе. Дмитрий Песков в течение 10 минут выяснял у журналиста подробности. Инцидент показался ему настолько "чудовищно неправдоподобным" (цитата), что он попросил документального подтверждения. "Вы об этом напишите, а мы будем разбираться", - сказал помощник президента РФ. Если честно, изначально Дмитрий Песков попросил, что бы к нему обратились ветераны лично, указав свои персональные данные. Но, получив объяснения, что старики боятся за судьбу своих близких, живущих в настоящее время в Эстонии, ответил, что публикации 47news будет достаточно для подключения к разбирательству инцидента администрации президента РФ.

9 мая в 15:50 журналист все же повторно дозвонился до администрации президента Эстонии. Секретарь, но уже не Катрин Харен, заявила: "Мы знаем о том, что Вы звонили".

- Что Вы думаете о себе? Что президент будет разговаривать с каждым корреспондентом? Напишите ему письмо, - предельно ясно ответили нам.

Вот мы и написали.

Виктор Смирнов, 47news