Строительство долгожданных для Шлиссельбурга детского сада и школы задержано из-за отсутствия ливневой канализации и теплоснабжения. Районная администрация и несущий убытки подрядчик винят за медлительность власть Шлиссельбурга. Проблема контролируется губернатором, а ответственность грозит солидарностью.

Разделение полномочий между муниципальными образованиями первого (поселения) и второго (районы) уровня на практике в очередной раз порождает сложности, препятствующие реализации социальных проектов. Частный случай в городе Шлиссельбурге Кировского района Ленинградской области иллюстрирует ситуацию, когда строительство необходимых городу детских садов и школ наталкивается на бюрократическую бахрому из-за нестыковки сфер ответственности муниципальных образований. В результате, несмотря на совместные усилия заказчика, подрядчика и городской администрации, одинаково заинтересованных в реализации социального проекта, всё происходит наоборот.

В начале 2012 года администрация Кировского района объявила конкурс на строительство детского сада на 280 мест на Пролетарской улице города Шлиссельбург. Стоимость проекта - 273 миллиона рублей. Заказчиком выступило МУ "Управление капитального строительства" города Кировск (УКС). Позже был также объявлен конкурс на строительство по соседству школы на 600 учащихся, стоимостью более 400 миллионов рублей. По условиям конкурсов, детский сад должен был быть введён в эксплуатацию к 1 сентября 2013, а школа - к началу апреля этого года. Проекты обоих детских учреждений были предварительно разработаны ОАО "Ленгражданпроект" - одной из крупнейших проектных организаций, работающих на территории Ленобласти.

Оба конкурса на строительство были выиграны ООО "Содис Строй", входящим в группу компаний "Содис", ведущую активное строительство в Санкт-Петербурге (так, например, фирма является подрядчиком в амбициозных девелоперских проектах миллиардера Михаила Зингаревича). Благодаря такой биографии, вряд ли кто-либо мог заявить об аффилированности компании к ответственным кировским лицам.

Подрядчик приступил к выполнению контрактов по переданному ему заказчиком проекту. Оба детских учреждения должны были быть выполнены в одном архитектурном стиле и иметь общие коммунальные сети. К началу лета 2013 года встал вопрос о подключении построенного здания детского сада к теплоснабжению и ливневой канализации. Однако администрация города Шлиссельбурга, в ведении которой находятся городские коммунальные сети, разрешение на подключение линии теплоснабжения к предусмотренной проектом котельной не дала, обосновывая это решение нехваткой её мощности. С подключением к ливневой канализацией также возникли серьезные сложности — оказалось, что на Пролетарской улице Шлиссельбурга она отсутствует как таковая.

Как рассказал корреспонденту 47news руководитель проектов компании "Содис Строй" Сергей Яковлев, Шлиссельбургская администрация решила подключить здание детского сада к строящейся новой котельной "Южная". "Нам пообещали, что котельная будет введена в эксплуатацию в октябре, и предложили провести к ней участок теплотрассы. Проект был скорректирован, участок теплотрассы нами проложен, но котельная не достроена до сих пор. При этом по госконтракту мы были обязаны завершить работы в срок и, соответственно, начинать отделочные и косметические работы в детском саду, результат которых не пережил бы зимы в неотапливаемых помещениях. В итоге нам пришлось установить дизель-генератор и поставить в здании детского сада тепловые пушки, чтобы уберечь помещение от вымерзания прошлой зимой. Эти затраты — около 10 миллионов рублей были оплачены "Содис Строем", и вопрос об их компенсации до сих пор не решен",- рассказал Яковлев.

По словам Яковлева, по факту неподключения детского сада в 2013-2014 годах состоялось около 10 совещаний в комитете и управлении по строительству Ленинградской области, с участием представителей администраций обоих муниципальных уровней и компании-застройщика. Шлиссельбургская администрация обещала подключить котельную "Южная" несколько раз, но постоянно срывала сроки. В качестве временной меры администрация Шлиссельбурга провела линию теплоснабжения от соседнего многоквартирного дома, которая, впрочем, обеспечила не более 20% отопления детского сада, и вызвала недовольство у местных жителей, в квартирах которых похолодало. Последней датой запуска котельной "Южная" был назначен апрель 2014 года, но она до сих пор не запущена, а, значит, объект не может быть сдан. Ливневая канализация, отсутствие которой неожиданно обнаружилось при строительстве, также ещё не построена, хотя работы по её организации администрацией ведутся.

Также, на восемь месяцев задержалось и строительство школы. Согласно проекту предполагался перенос газовой магистрали, проходящей по участку строительства, но подрядчик Шлиссельбургской администрации эти работы в срок не осуществил. В результате к апрелю, вместо ввода учебного заведения в эксплуатацию, “Содис Строй" возвёл только первый этаж здания. Как отметил Сергей Яковлев, ответственность за срыв выполнения государственного контракта формально ложится на "Содис Строй".

Заместитель главы администрации Кировского района Ленобласти Александр Векслер заверил корреспондента 47news, что администрация как заказчик строительства знает о ситуации и не предъявляет к "Содис Строю" претензий. "Поймите, в первую очередь нам нужно сдать социально значимые объекты. В Шлиссельбурге, в отличие от других образований Кировского района, значительная нехватка детских садов. Ну, а школа вообще способна полностью решить все проблемы со среднем образованием в городе, причём лет на 10 вперёд. Нужно закончить работы, а об ответственности за срыв сроков будем думать потом. Строительство объектов находится на контроле у губернатора Ленобласти и ответственность за их ввод в эксплуатацию будет общей", - прокомментировал он.

Также Векслер отметил, что подобные проблемы являются не частными, а структурными. "В отличие от строительства в мегаполисе, здесь у нас просто голая земля — нет электричества, воды, канализации, ничего. Нельзя сказать, что администрация Шлиссельбурга ничего не делает — делает, но медленно. Как обычно, вопрос упирается в сроки и финансирование. Сейчас нам устно обещают ввести в строй котельную и ливневую канализацию где-то к июню. Впрочем, это уже далеко не первое обещание и дата, которую мы слышим",- объяснил Векслер.

Получить внятный комментарий в администрации Шлиссельбургского городского поселения корреспонденту 47news не удалось. Глава администрации Николай Хоменко находится в отпуске и, судя по гудкам его мобильного телефона, вне пределов страны. Начальник отдела архитектуры и градостроительства Камиль Тимашев посоветовал журналисту обращаться к заказчику и подрядчику строительства.

- Ни во что это строительство не упирается. У работ есть заказчики и исполнители - много осведомленных людей для того, чтобы задавать вопросы бедному архитектору. Нечего мне вам сказать,- напористо заявил Тимашев.

Впрочем, Тимашев всё же заверил корреспондента, что все силы администрации Шлиссельбурга направлены на запуск котельной "Южная", которая "скоро будет".
- И ливневую канализацию строим, уже почти готова. Приезжайте, на месте вам покажу её,- предложил Тимашев.

Стоит отметить, что в конкретной хозяйственной ситуации скрыт и политический аспект. В свете грядущих осенью этого года муниципальных выборов солидарная ответственность администраций в глазах избирателей вряд ли возможна. И те представители местной власти, кто сумеет избежать славы ответственных за срыв строительства социальных объектов, автоматически приобретут дополнительные очки.

Артем Шалякин,
47news